Новая постановка пьесы Чехова «Вишнёвый сад»
Важнейший момент данной постановки спектакля «Вишнёвый сад» Ю.Н. Погребничко состоит в том, что в нём не воспроизводится обстановка, ситуация и состояния людей начала 20-го века перед коренными изменениями в России. В спектакле не ставится задача воспроизвести и исторически достоверно передать психологические состояния и умонастроения российских людей того времени. «Вишнёвый сад» театра «Около» – это пьеса, которую показывают и смотрят сегодня. Но при этом не ставится и задача насытить пьесу переживаниями и событиями 21-го века, «осовременить» происходящее в ней.
Пьеса Чехова «Вишнёвый сад» выступает как самозначимое и самодостаточное целое по отношению к историческому контексту. При подобном подходе пьеса Чехова «Вишнёвый сад» становится своеобразным неизменным устойчивым целым, которое вскрывает какие-то сохраняющиеся особенности российской жизни: одиночество, неспособность сохранить основу собственного существования, соединить мечту и жизнь. Пьеса «Вишнёвый сад» при такой постановке как бы «зависает» между разными временами: предреволюционной чеховской Россией и Россией современной.
Важнейшим моментом этой пьесы Чехова становится раскрываемая театром «Около» атмосфера театральности. Театральность в данном случае – это не игра актёров перед публикой для удовлетворения её интересов, но передаваемая актёрами предельная открытость и наблюдаемость человеческого поведения. Именно эта открытость и наблюдаемость позволяет пережить шекспировское «Весь мир – театр…». Зритель – важнейший соучастник этой сверхраскрытости и наблюдаемости. Но внимательный, сопереживающий зритель – это всего лишь ступенька к Абсолютному наблюдателю, перед которым развёртывается действие, а зритель тоже может стать, если захочет, участником наблюдаемого и переживаемого действия. Актёр в этом случае находится на «ладошке Бога», он открыт и прозрачен для абсолютного наблюдения.
В этом мы видим смысл наложения и включения в спектакль «Вишнёвый сад» трагедии «Гамлет». Персонажи «Вишнёвого сада», которых исполняют актёры театра «Около», играют «Гамлет». Эта «игра в игре» усиливает момент зеркальных отображений игры, происходящей в одной пьесе, в игре другой пьесы, способствует открытости к наблюдению.
Подобная предельная театральность постановки превращает восприятие спектакля зрителем в своеобразный «сачок для ловли бабочек» – в схватывание вспыхивающих осознанностей по ходу действия спектакля. Эти осознанности – результат возникающего тока между актёром и зрителем. Важно понимать, что и как осознаётся. При этом осознанности не являются интерпретацией спектакля. Они либо возникают, либо нет. Хотя, конечно, для того, чтобы осознанности возникали, что-то должно пониматься. Хотя осознанности и переживания не вызываются пониманием. Иногда что-то сначала понимается, а осознанность возникнет потом, иногда сначала возникают осознанность и переживание и лишь затем – понимание.
Спектакль « Вишнёвый сад» обладает своеобразной иммерсивностью (используем новомодный термин), т.е. погружением, сопровождаемым эффектом последействия. Зрителя не вовлекают в действие спектакля в момент его демонстрации. Активное включение и погружение зрителя в действие спектакля может произойти после завершения спектакля, когда увиденное не отпускает. Осознанности продолжают вспыхивать после спектакля, когда он уже закончился. В этом случае понимание увиденного формируется уже после спектакля.
Выше была изложена определенная гипотеза восприятия и понимания спектакля. Она, безусловно, не совпадает с пониманиями и представлениями других участников обсуждения. Тем интереснее обсудить разные восприятия данного спектакля зрителями.
Для обсуждения спектакля «Вишнёвый сад» предлагается ответить на следующие вопросы:
- Какие осознанности и переживания у нас возникали по ходу восприятия спектакля, после завершения спектакля?
- Как нами воспринимается чеховская пьеса «Вишнёвый сад» в постановке тетра «Около»? Соотносили ли мы при восприятия спектакля действие пьесы с началом 20-го века? с сегодняшним днём? Или мы смотрели спектакль безотносительно к конкретному историческому контексту – как некоторый вечный «русский сюжет», который может «обращаться» и в прошлое, и проектироваться на настоящее?
- Что такое для нас в целом спектакль «Вишнёвый сад», взятый как единое вместе с включенным в него фрагментом из трагедии «Гамлет»?