gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Очередная встреча сообщества театра «Около»

Встреча состоится в четверг 13 мая в 19 час. помещении театра (Вознесенский пер. 9). Вход свободный

Новая постановка пьесы Чехова «Вишнёвый сад»

Важнейший  момент данной  постановки спектакля «Вишнёвый сад» Ю.Н. Погребничко состоит в том, что в нём не воспроизводится обстановка, ситуация и состояния людей начала  20-го века  перед коренными изменениями в  России. В спектакле не ставится задача воспроизвести  и исторически достоверно передать  психологические состояния и умонастроения российских людей того времени. «Вишнёвый сад» театра «Около» –  это пьеса, которую показывают и смотрят сегодня. Но при этом не ставится и задача  насытить пьесу переживаниями  и событиями 21-го века, «осовременить» происходящее в ней.
Пьеса Чехова «Вишнёвый сад»  выступает как самозначимое и самодостаточное целое по отношению к историческому контексту. При подобном подходе пьеса Чехова «Вишнёвый сад»  становится своеобразным неизменным устойчивым целым, которое вскрывает какие-то сохраняющиеся особенности  российской жизни: одиночество, неспособность сохранить  основу собственного существования, соединить мечту и  жизнь. Пьеса «Вишнёвый сад»  при такой постановке как бы «зависает» между  разными временами: предреволюционной чеховской  Россией и Россией современной.
Важнейшим моментом этой пьесы Чехова становится раскрываемая театром «Около» атмосфера театральности. Театральность в данном случае  – это  не игра актёров перед публикой для удовлетворения её интересов, но передаваемая актёрами предельная  открытость и наблюдаемость человеческого поведения. Именно эта открытость и наблюдаемость позволяет пережить шекспировское «Весь мир – театр…». Зритель – важнейший соучастник этой  сверхраскрытости и наблюдаемости. Но внимательный, сопереживающий  зритель – это всего лишь ступенька к Абсолютному наблюдателю, перед которым развёртывается действие, а  зритель тоже может стать, если  захочет, участником наблюдаемого и переживаемого действия. Актёр в этом случае находится на «ладошке Бога», он открыт  и прозрачен для  абсолютного наблюдения.
В этом мы  видим смысл наложения и включения в  спектакль «Вишнёвый сад» трагедии «Гамлет». Персонажи «Вишнёвого сада», которых исполняют актёры театра «Около», играют «Гамлет». Эта  «игра  в игре» усиливает момент зеркальных отображений  игры, происходящей в одной пьесе,  в игре другой пьесы, способствует открытости к наблюдению.
Подобная  предельная театральность постановки превращает восприятие спектакля зрителем в своеобразный  «сачок   для ловли бабочек» – в схватывание вспыхивающих осознанностей  по ходу действия спектакля. Эти осознанности –   результат  возникающего  тока между актёром и зрителем.  Важно понимать, что и  как осознаётся. При этом осознанности не являются интерпретацией спектакля. Они либо возникают, либо нет. Хотя, конечно,  для того, чтобы осознанности возникали, что-то должно пониматься. Хотя осознанности и переживания не вызываются  пониманием.  Иногда что-то сначала понимается, а осознанность возникнет потом, иногда  сначала возникают осознанность и  переживание и лишь затем – понимание.
Спектакль « Вишнёвый сад» обладает своеобразной  иммерсивностью (используем новомодный  термин),    т.е. погружением, сопровождаемым эффектом последействия.  Зрителя не вовлекают в действие спектакля в  момент его демонстрации. Активное включение и погружение зрителя в действие спектакля может произойти после завершения спектакля, когда увиденное не отпускает. Осознанности продолжают вспыхивать после спектакля, когда он уже закончился. В этом случае понимание увиденного формируется уже после спектакля.
Выше  была изложена определенная гипотеза восприятия и понимания спектакля. Она, безусловно, не совпадает с пониманиями и представлениями других участников обсуждения.  Тем интереснее обсудить разные восприятия данного спектакля зрителями.
Для обсуждения спектакля «Вишнёвый сад» предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Какие осознанности и переживания у нас возникали по ходу  восприятия спектакля, после завершения спектакля?

  2. Как нами воспринимается чеховская пьеса «Вишнёвый сад» в постановке тетра «Около»? Соотносили ли мы при восприятия спектакля  действие пьесы с  началом 20-го века? с сегодняшним днём? Или мы смотрели спектакль безотносительно к конкретному  историческому контексту –  как некоторый вечный «русский сюжет», который может «обращаться» и  в прошлое, и  проектироваться на настоящее?

  3. Что такое для нас в целом спектакль «Вишнёвый сад», взятый как единое вместе  с  включенным в него  фрагментом из трагедии «Гамлет»?


Tags: Громыко Юрий, Чехов, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments