gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

78

Из семинара 2009 года:

Опять разбирательство со мной, с моими усилиями по выстраиванию «жизненной стратегии». Т. начинает с того, что указывает мне, ссылаясь на принятое в культуре, в военном, прежде всего, контексте, понятие стратегии, что в моем ее понимании отсутствует главное для стратегии – целеполагание.

Т: Нет, подождите, Г. Я услышала, что вы говорите. Вы перечисляете то, что вы обычно перечисляете: что у вас жж есть, что вы участвуете в семинаре Антонова… Я знаю, что есть и то, и другое, вот все, что вы перечислили, мы знаем, что оно у вас есть, что вы что-то там делаете. Но вот, когда вы начинаете говорить про стратегию как способ движения по жизни в целом, я перестаю понимать, что вы говорите – потому что оно на все вот, что вы перечислили, на все это разваливается, и никакой жизни в целом я там не вижу.
Я пытаюсь перебить.
Стоп! И основное: если для вас стратегия выступает в качестве такого универсального по отношению к вам метода, как то, куда вы двигаетесь, то должен быть некоторый целевой горизонт, который охватывает все вот это вот и таким образом задает целостность. И если такой целевой горизонт есть, то можно говорить, что вы, например, помогая Тане, вот в этот вот целевой горизонт выруливаете. Но поскольку вы его ни разу не положили, у меня все развалилось, я перестала понимать, что вы делаете…
Я, возражая, говорю, что Т. прервала меня слишком рано
То есть вы надеетесь, что вы сейчас много чего еще расскажете и от этого у вас этот целевой горизонт появится?
Я говорю о том, что эта проблема – отыскания интегрального принципа моей жизни, по отношению к которому все остальное носил бы подчиненный характер – как бы плохо я об этом ни мыслил, это все равно она фоном для всего остается…
Т: А вы сдвинулись с того, что мы в последний раз зафиксировали? Или оно остается вот таким фоном всего в том же статусе, как та баба, которая раз за разом говорит, что она вот тут... Вот с этого места сдвинулись или все так же…
Г: Все так же… Но, хотя это и остается, но я все меньше фронтально этим занимаюсь. Остается как бы тенью за спиной. А занимаюсь я, на самом деле, другими вещами, и там происходят какие-то сдвиги.
Т: То есть, если про то совсем не вспоминать, то в других вещах еще более интересные сдвиги происходят? (Смеется).
Г: Не совсем так. Это был такой разбег – затянувшийся только потому, что вы меня притормозили.
Т: Понятно. (Смеется).
Г: В чем я сдвинулся, я сейчас расскажу…
...
Т: А можете привести чей-нибудь, не обязательно про себя, пример способа проживания жизни? Чтобы понять, про что вообще речь.
Г: В зависимости от того, как человек мыслит, это может формулироваться по-разному. Может быть, неправильно это называть «способом», это может быть принцип, которому человек следует во всем...
Т (понизив голос): Пример приведите.
Г: Деятельностный подход, например.
Т: Человека, пожалуйста.
Г: Пожалуйста. Вот вы называете себя деятельностником... А кто-то...
Т: Г., но это все про организацию сознания. Методологическое сознание и методологическое мышление – вот что является искомой стратегией. Правильно я понимаю?
Я привожу примеры разных мыслительных стратегий, в т.ч. Хайдеггера и Гегеля в интерпретации Ямпольской.
Т. останавливает: Иначе, дальше будет еще труднее пробраться через то, что рассказывает Г.
Я очень четко знаю: для меня примерами хорошо организованных и реализующихся стратегий в каждой точке нахождения по отношению к каждому предмету – хоть там в магазине, хоть там случайно разговаривая на тренировке с кем-нибудь из бойцов, с кем говорю в первый и последний раз – это ЮГ и И.П. Вот И., даже если ей подруга жалуется: что вот то, пятое, десятое, она всегда очень четко спрашивает: ты чего хочешь делать? Вот так, как ты сейчас делаешь, вот это можно еще хотеть, вот это, вот это и вот это. Потому что часто человек, на самом деле, ничего не хочет делать, а просто (смеется) эмоционирует. Она всегда очень целенаправленно общается, всегда понятно, какую задачу она решает.
И то же самое с ЮГ.
И тогда вопрос Г-ю, соответственно. Если вы согласны, что речь идет о некотором способе организации мышления и сознания, то для меня вот это вот...
Я пытаюсь перебить: все понятно…
Т: То, что Г. говорит про стратегию, я пыталась это посадить, проверить в горизонте чисто когнитивном – выяснить, что такое стратегия в культуре. Туда поместить не получилось. Тогда я попыталась заземлить непосредственно на примеры. Тогда выяснилось – ага! – как пример, методологическое мышление и методологическое сознание. У меня в этом горизонте ничего другого нету, я туда и рулю. И я спрашиваю Г-я: вы туда рулите? Или вы что-то отдельно, свое положить хотите? Он сказал, что что-то свое…
Я вспоминаю про необходимость целеполагания.
Т: Нет. Сейчас уже не про цель речь идет. Когда вы сказали про единый способ движения по жизни, я попросила вас привести пример. И дальше я поняла, что, когда вы говорите «стратегия», можно выруливать на способ организации мышления и сознания…
Г: Но, подведя меня к определению стратегии как способу организации мышления и сознания, вы привели мне примеры Громыко и Постоленко, которые организуют свои мышление и сознание под определенную цель…
Т: Нет, Г. Не под определенную цель. И. в каждой ситуации понимает, что она делает. Это вы додумали. Я спрашиваю вас простую вещь: вы так хотите себя организовать? Вот этот способ организации мышления и сознания методологический вас устраивает? Или для вас стратегия – это что-то другое?
Г: Нет, не устраивает. По одной простой причине… Вернее, он меня устраивает, но в другой ситуации и по отношению к другим вещам. Вот когда я знаю, что я делаю и чего хочу – а такого немало в моей жизни, – вот там я готов поучиться действовать именно так и стараюсь действовать именно так.
Т: Понятно.
Г: Не торопитесь. Но дело в том , что вот этот вечный вопрос, на котором мы каждый раз застреваем, я не могу о нем не думать, потому что для меня он, если угодно, как «центр бури»:  может быть, там ничего не делается, но все, что делается, оно вокруг него – по моему самоощущению. Почему этот подход мне в данном случае не годится? Потому что то, что я делаю… Сюда том числе входит и целеопределение, и самоопределение… Я хочу сказать, что есть некоторый... такой... ну вот, если представить себе в такой терминологии военной, что внутри меня есть некоторый штаб, где, вообще говоря, и решается самое главное. Там одновременно и цели ставятся, и распределяются ресурсы, и бросаются туда армии, а туда не бросаются. А какие-то армии оставляются, на них плюют, поля ими разминируют или еще что-то там… И вот, если представить себе такой штаб, то встает вопрос: а как он-то должен работать? Вы мне все время говорите так, вот в такой терминологии: а у вас в штабе, что решили? Спрашиваете словами Постоленко: что ты хочешь делать? После этого можно будет говорить обо всем остальном. А я как раз и хочу понять, как штаб-то работает и как он должен работать. Вот когда я говорю стратегия…
Т: А, я поняла. Вы этого штаба не организовывали, но считаете, что все, что происходит, это результат работы этого штаба. Войска разбрелись и, с кем ввязались в войну, с тем и воюют…
Г: Нет.
Т: У вас есть презумпция, что можно добраться до штаба и узнать, что он там думает. Сильная гипотеза…
Г: И так, и не совсем так. Ваш шарж кое-что схватывает, а кое что искажает. Потому что отчасти я туда забредаю, в этот штаб, в решении чего-то я принимаю участие, допущен скажем так. (Т.  подавляет смех). Но что-то происходит неподконтрольно мне, и в этом смысле не знаю, бессознательно или через меня там какие-то силы действуют, и как понять, и как поставить это под контроль… Вопрос не совсем решенный… Отчасти я, действительно, могу выяснить – в конце концов, дело ведь не в том, что армии разбрелись, а существует определенная энергетика какая-то… Армия она движется, и она получает какие-то…
Т (устало): Ладно, рассказывайте. Про движение армий я уже поняла. Я не уверена, что в той комнате что-то складывается, вы никогда этого не проверяли.
<…>
Я продолжаю свою волынку про то, что стараюсь на повседневную рутину навешивать некие свои «стратегические» цели…
Наш третий участник, М., приводит мне в пример ГП, для которого другие дела были материалом, а не наоборот.
Г: Я не ГП у него были цели, а моя цель, самая, может быть, главная – научиться целеполаганию.
Т: Г., ситуация простая. Средством что-либо становится в процессе его употребления – что у вас работает, то и является средством. Там можно выделять метод и т.д., а то, что у вас в «той комнате» откладывается, не может быть ни средством, ни методом, ни стратегией.
Я возмущаюсь.
Т: Практикуете вы то, что практикуете, а то, что вы в той комнате откладываете, оно к практике не имеет никакого отношения.
<...>
Т: Смотрите, вам в одной ситуации было все понятно – одним образом, в другой тоже все понятно, но другим образом, а как произошел переход, вы не знаете, поскольку не можете этого положить. И вы предполагаете, что там, «в штабе» это знают…
(В ответ на мою попытку сравнить свою ситуацию с ее ситуацией) Я знаю куда ломиться.
У меня был опыт взятия методологической нормы и попытки ее реализовать; это стоило мне года, я взяла академический отпуск. Мне это знакомо, но я по-другому… (смеется).
Смотрите, «гипер-методологом» можно оставаться так долго, как вам это удается, только в одном случае: когда вы, с одной стороны, конструируете некоторую норму, причем конструируете ее по полной. Вот есть у нее регион (рисует), где без нее вообще ничего сделать нельзя, а есть некоторая такая вот максимальная рамка, гипер-норма такая, не знаю как это обозвать… Понятно, да?
Г: Понятно.
Т: У вас есть ряд процессов, которые так или иначе сдвигаются, хоть и через разрывы, но все равно сдвигаются, и у вас ощущение – откуда-то вот, не знаю, вот отсюда (показывает на схеме) – вам кажется, что раз у вас вот тут вот норма и вот тут сдвижки есть, что, в общем, оно как-то работает… Но просто проблема в том, что у вас, на самом деле, разрыв имеет место вот такой… И то, благодаря чему происходят сдвижки в разных вот этих процессах, которые вы предъявляете, то, благодаря чему вот этот вот реальный деятель тут из ситуации в ситуацию идет… средство оно тут где-то висит и его никому не видно, и вы в своем сознании вот в это все опускаете эту норму…
Я понятную вещь говорю?
Г: Понятно.

[Трудно сказать, насколько я понимал тогда, но сейчас кое-что, кажется понимаю – хотя очень не хватает схемы, а реконструировать ее не могу, значит, не вполне понимаю, увы].

Т: То есть у вас иллюзия... На самом деле, вы здесь двигаетесь благодаря чему-то, но каждый раз оказываетесь вот в такой вот ситуации: вы фиксируете, что сдвижка была, а вот за счет чего непонятно. А вот тут висит норма, но поскольку вы ее ни разу не пытались в полноте реализовать и посмотреть, что вы реализовали… Может быть, вы и пытались ее сюда посадить, но в реале сдвижка произошла за счет чего-то другого (понятно, да?), то есть надо выстраивать... вот это вот соотносить вот с этим…
Иметь вот такую гламурскую норму и тащить ее на себе постоянно можно только в одной ситуации – когда эта норма не реализуется.

Что стоит за этим вязким желанием узнать про себя что-то такое, из чего бы, как из волшебной шкатулки, извлекалось всё - цели, образ жизни, предметы почитания и любования и т.д. и т.п.? "Техническое задание" на жизнь? Что этим диагностируется - какая-то недовоплощенность, недостаток смелости быть собой? Никогда не мог сказать с полною уверенностию, как маленький сынок моего приятеля: "Хочу как я хочу!" - всегда (в трезвом состоянии) задумывался над верностью, уместностью, да и истинностью своего желания... Что-то, кажется, изменилось к восьмому десятку, но подлинно ли изменилось? Может, просто сгладилось вместе со всеми жизненными отправлениями? Не хватает рефлексии - отчетливости в ней, которую мне удачно пожелал один из поздравлявших с днем рождения...



Tags: Таньга, желание, жизнь, самоопределение, семинар, целеполагание, я
Subscribe

  • Was ist Philosophieren?

    Что нам следует делать? Кто мы есть? Почему мы должны быть? Что есть сущее? Почему свершается бытие? Из этих вопросов снизу вверх в их единстве…

  • Диалог языка с языком

    В чем основная трудность перевода поэтической речи — и речи таких философов, как Хайдеггер? Нужно услышать и передать на своем языке не только…

  • Хайдеггер о своем не-христианстве

    Я не христианин, причем только потому, что не могу им быть. Я не могу им быть, потому что, выражаясь христианским языком, не имею благодати. У меня…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Was ist Philosophieren?

    Что нам следует делать? Кто мы есть? Почему мы должны быть? Что есть сущее? Почему свершается бытие? Из этих вопросов снизу вверх в их единстве…

  • Диалог языка с языком

    В чем основная трудность перевода поэтической речи — и речи таких философов, как Хайдеггер? Нужно услышать и передать на своем языке не только…

  • Хайдеггер о своем не-христианстве

    Я не христианин, причем только потому, что не могу им быть. Я не могу им быть, потому что, выражаясь христианским языком, не имею благодати. У меня…