gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Из семинара 2008 года 4

Возвращаемся к теме ипостаси и ипостасной воли у Гигномая.

Г. о зове, призвании, персональном замысле (логосе) Бога о каждом человеке.

Это - неотвязная тема, к которой я тогда все время возвращался, в т.ч. и обсуждая ее в жж.

Т.: Т.е. Вы хотите переложить на Бога ответственность – чтобы самому не решать?
Г.: Я хочу знать, чего Он от меня хочет.

Пытаемся разобраться, что это может быть – между природой, «гробом» (падшей природой) и свободным решением.

Т. записывает вопрос Г.: Каким образом эта прошлая несвобода («человек в футляре») связана с его персональным вариантом свободы? И пытается схематизировать возможный ответ:


Встает тема не только персональной, но и ареальной, этнической и др. специфичности связей между природой и тропосом…

Это подводит к теме 3, которую Т. в «предрефлексии» назвала: схематизация вариантов как может пониматься «жизненный путь».





Что здесь изображено?

В левой части 1) отождествление тропоса и гноми, 2) варианты категориального осмысления оппозиции «природная воля – гноми-тропос»: потенция – актуализация, способность – способ, содержание – форма. По поводу последней пары категорий Т. усомнилась, что порядок такой, а не обратный (об этом стрелки с вопросом).

В этой связи вопрос к Аристотелю: одинаковы ли оппозиции «форма – содержание» и «форма – материал»? В первом варианте можно рассматривать способность как пустую форму, наполняемую гномическим содержанием; во втором – как материал, материю, которой придается («лепится») гномическая форма. <…>

И вот тут – переход к анализу реальных ситуаций (Д.Б.Дмитриева и Т.), в которых возникает вопрос и выбор, и непонятно, предназначение этим выбором предается или находится – необходимо ли там зачем-либо мыслить ипостасную волю и что реально необходимо, как организовано реальное принятие решение, что оно учитывает. (Г., видимо, немного устал к этому важнейшему моменту – очень много нужных вопросов не задано, многое осталось недоуясненным).

Д.Б.Дмитриев. Первый директор Проектного колледжа. Прирожденный (очень успешный) педагог. Прекрасный организатор. Харизматик. Всё бросил и ушел на Афон. Что это? Предательство своего предназначения? Или – по зову – его исполнение?

Варианты и вопросы к ним:

1. Предназначение педагога-организатора предано. Что теперь делает Бог, «автор предназначений»? Учитывает изменившуюся ситуацию – или ждет, что ДБ пренебрежет монашеским обетом и вернется к преданному предназначению? Последнее выглядит невероятным…

2. Предназначение и состояло в монашестве. Всё предыдущее было а) ошибкой, б) необходимой пропедевтикой, черновиком.

3. Никакого предназначения нет. Бог ждет от человека творческих актов в отношении себя и своей судьбы. И Сам вступает в игру всегда вторым – одобряя и поддерживая или же осуждая, препятствуя и наказывая.

4. Предназначение есть. Но оно принципиально непредметизируемо. Это как бы предугадываемая человеком реакция Бога на его решения… Именно этот вариант и имел в виду все время Г., но уже начинает сомневаться в его практической осмысленности: как можно угадать действия Непостижимого, не пробуя?

О монашестве. Т. высказывает жесткую позицию: есть только два нравственных пути – монашество (молитва о мире) и служение миру. Третий путь – жизнь паразитом в мире – безнравственный.





Tags: Максим Исповедник, Таньга, богословие, методология, схематизация
Subscribe

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечная память погибшим, чтобы она состоялась.

  • веселися славный росс!

    По наводке известного конспиролога А.Дунаенва (danuvius) купил книгу аббата-иезуита О.Баррюэля "История якобинства" в переводе…

  • (no subject)

    Правда, хорошая статья о том, "за что воевали". Про смысл победы и про то, почему ее стоит праздновать, несмотря на все, что этот праздник…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечная память погибшим, чтобы она состоялась.

  • веселися славный росс!

    По наводке известного конспиролога А.Дунаенва (danuvius) купил книгу аббата-иезуита О.Баррюэля "История якобинства" в переводе…

  • (no subject)

    Правда, хорошая статья о том, "за что воевали". Про смысл победы и про то, почему ее стоит праздновать, несмотря на все, что этот праздник…