gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Из семинара 2008 года 3

При всей сокрушительной силе логики Максима в одном вопросе я никак не мог с ним согласиться – мне все-таки представлялось необходимым представление о личной («гномической») воле: ведь не кто-нибудь, а лично я чего-то хочу. Здесь мне Пирр был в какой-то мере ближе. Вот в этом и предстояло нам вместе разобраться. Т. привлекла свой методологический арсенал – схематизацию. Схемы привожу «в оригинале», так, как они были ею нарисованы.

Схема 1



Т.: Какова позиция Пирра? Я вижу только неумение мыслить.

Г. поясняет, что нет у Пирра своей позиции, но за ним стоят люди, у которых были сомнения, вопросы. На которые не вполне давал ответ Максим.

Далее в схемах – условный «Пирр» (П).


Схема 2-1


Схема 2-2


Схема 2-3


Т. решила «вспомнить из того, чему училась в институте и про что думала, что не пригодится. Откуда берется "личность" по Леонтьеву».

Комментарий Т.:

Мне надо все-таки посмотреть, как же устроен по Леонтьеву путь опредмечивания потребностей и что такое сами эти потребности – по Л. Они, кажется, все органические – или от физиологии организма, грубо говоря, или из надстройки над ними социальных потребностей.

(Этого потребовала задача уяснения понятий Максима, но и с заходом на тему 2 – выяснение, для чего Г. непременно хочется ввести ипостасную волю и как он это делает, как ее мыслит).

Схема 3

Т.: Так что Вы за такую «личность» ищете?

Г. о том, что это – эмпирическая «личность», а над ней надэмпирическая, зов Бога. Но признает, что такая опасность (спутать то и другое) есть для его мысли. Ему важно противопоставиться произвольному конструированию. Он напоминает про опыт поэтов и художников, которые не выдумывают, а видят и слышат.

(Не догадался здесь спросить Т. о том, как она писала стихи и песни, как и откуда брались слова и музыка).

В связи с тем, что мы видим и слышим – о важности направленного внимания. Т. приводит данные психологических наблюдений. О ребенке, просящем что-нибудь яркое – когда он, залезая на скамейку, чтобы достать, поворачивается спиной к предмету желания, он о нем забывает; его мотивация ограничивается полем обзора. Об обезьяне, которая возьмет палку, чтобы сбить лакомство, только если палка лежит в нужном направлении, и не замечает ее, если она повернута иначе.

Возвращаются к Максиму, к вопросу о природной воле и гноми.

Схема 4


Т. предлагает определение природы: совокупность возможностей, потенций.

И способности: потенция.

Относительно гноми выясняют два значения: (1) выбор, решение, намерение (разовые) и (2) устроение.

Второе значение Т. извлекла из аскетических сочинений.

Т. недостаточно приведенных Г. выписок из Максима. Как он различает разные природы и воли? Какие есть природы – Божеская, человеческая, ангельская…?

Г. зачитывает из «Диалога» кусок про растительную, чувствующую и мыслящую природы. Т. рисует соответствующую схему.

Г. приводит соотв. греч. термины.

Нужно читать платоновского «Тимея» и «О душе» Аристотеля.

Сх.5

Дальше Т. пытается выявить все оппозиции, которые есть у Максима и Пирра.

Сх.6

Сх.7. Способности по Максиму:

Сх. 8. Способности по Л.Н.Алексеевой:

В связи со способом вспоминается еще одно понятие Максима – тропос.

Святоотеческое богословие: неменяющаяся природа – изменение тропоса (например, в грехопадении). Вопрос Г.: чем отличается такое фундаментальное изменение, как грехопадение, от любого другого изменения (поведения, состояния)? Приложимо ли во всех этих случаях понятие тропоса?

Смотрим в словарь Дворецкого, все значения.

направление;

способ, образ, манера, лад; манера изъясняться, стиль речи;

характер, нрав;

обычай, обыкновение;

pl. образ действия, поведение;

муз. тонация, лад;

рит. оборот (речи), троп;

лог. форма силлогизма, фигура или модус.

Пирр считает, что если признать волю природной, то обладателя этой воли мы лишим свободы, ибо (он считает) природное непременно и вынужденно.

Т. схематизирует фрагменты 292b,c и 294a «Диалога»

Схема 9

ЛСВ – Л.С.Выготский.

То же с фрагментом 297с-300а.

Схема 10

И пытаемся реконструировать позиции дифелитов, монофизитов и монофелитов.

Схема 11.

В этой связи вопрос:


Tags: Максим Исповедник, Таньга, богословие, методология, схематизация
Subscribe

  • (no subject)

    Ага! Вот чем отличается онтика (учение о сущем) от онтологии (учения о бытии): онтология учит не только о сущем, но и о возможном и необходимом.

  • о реальности идеального

    "Что такое математика — изобретение или открытие? Процесс получения математиками результатов — что это: всего лишь построение не…

  • Р в ММК 17: ОГ о смысле и функциональной структуре сознания 8

    Третье занятие. 1972-10-30 Генисаретский. Прошлое занятие мы закончили на рассмотрении второй функции способности, а именно, функции постоянного…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments