gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Спорю о святоотеческом богословии

Спорю c pavel_g_m об актуальности св. отцов. Контекст споров - совместное чтение Библии и поиск средств для лучшего понимания читаемого.
Вот мой текст с изложением позиции оппонента (признано им достаточно точным) и моими возражениями. Параллельно опубликовано и будет обсуждаться здесь.

Попытаюсь, возможно полнее и представить Вашу позицию. Она, на мой взгляд, разбивается на следующие тезисы.

1. Святоотеческое богословие (патристика) и, соответственно, православная догматика и православно-церковное богословие не актуальны, не могут отвечать на вопросы современного человека. Этот тезис основывается на двух других (возможно, они по сути одно, но все-таки разведу):
1а. Наши знания о человеке, способы мыслить о человеке со времен св. отцов сильно обогатились, развились и не вмещаются в старые парадигмы.
1б. Сам человек изменился - значит, не могут не измениться его отношения с Богом - нужны новые понятия.


2. Несколько другой аргумент против обращения к патристике основан на противопоставлении ветхозаветной веры, веры пророков и греческой философии. Здесь Вы - вслед за Тертуллианом и Львом Шестовым - повторяет: "Что может быть общего между Афинами и Иерусалимом?".

3. Третьим я бы выделил утверждение, что наше восприятие Евангелия и евангельских текстов зашорено въевшейся в нас церковной интерпретацией этих текстов, основанной все на той же патристической парадигме. Это мешает нам в чистоте воспринять подлинный смысл проповеди Иисуса.

4. Ну, и отсюда Ваша тоска по другому стилю чтения - в котором больше места свидетельствам о личном опыте, личном переживании читаемого, откликам, которое чтение вызывает в каждом из нас, извлекаемым жизненным урокам и т.д.


Коротко выскажу свое суждение по всем пунктам.

1. Считаю утверждение о неактуальности святоотеческого богословия и православной догматики (символа веры) безосновательным. Это опыт богообщения и богопознания поколений, во многом стоящих ближе к Источнику, чем мы, и полнее, горячее переживавших общение с ним, чем мы, дети теплохладной эпохи. А мыслительные их средства устарели ничуть не больше, чем логика Аристотеля. Как там появились и другие логики, так и здесь появились другие богословские парадигмы, они сосуществуют, как минимум, на равных.

1а и 1б. Чтобы это отстаивать, нужно быть конкретней: в чем изменения?

2. Для меня греческая философия сопоставима по значению с Библией, рискую даже утверждать провИденциальное значение их встречи. И не считаю абсурдной дерзкую мысль Е.Л.Шифферса о буддо-христианстве, дао-христианстве, авесто-христианстве... , т.е. об отсроченных по сравнению с описанной в евангелиях встрече Евангелия Христа с другими, чем иудейская, религиозными традициями. Мысль, конечно, дерзкая, но в ней привлекательна альтернатива христианизации как навязыванию европейской культуры.

3. Зашоривание, bias, конечно, возможны. Но очень сомнительно мне, что мы так уж пропитаны церковным догматизмом и его парадигматикой. Сциентизм, психологизм, много чего еще могло наложить на нас свой отпечаток. Нужно это иметь в виду и не давать рефлексивности тупиться. Думаю, это нам посильно.

4. Я - за всё, что может помочь более полному, богатому, многомерному восприятию евангельского текста. Тут и филология, и культурология, и психоанализ - в помощь. И всевозможные традиции толкования - христианские
всех исповеданий, иудейские, и личные свидетельства и догадки. Святоотеческие толкования среди всего этого имеют право занять свое почтенное место (и, кстати, богослужебные тексты, о которых мы мало вспоминаем, а они очень богаты содержанием).
Вопрос - как это все вместить? Тут мера какая-то нужна.

Tags: богословие, св. отцы
Subscribe

  • Was ist Philosophieren?

    Что нам следует делать? Кто мы есть? Почему мы должны быть? Что есть сущее? Почему свершается бытие? Из этих вопросов снизу вверх в их единстве…

  • Диалог языка с языком

    В чем основная трудность перевода поэтической речи — и речи таких философов, как Хайдеггер? Нужно услышать и передать на своем языке не только…

  • Хайдеггер о своем не-христианстве

    Я не христианин, причем только потому, что не могу им быть. Я не могу им быть, потому что, выражаясь христианским языком, не имею благодати. У меня…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments