gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

испытание очевидного

Хочется поделиться тем, что считаю поучительным.
Это выдержка из комментария Т. к посту в жж другого. Основная тема состоявшегося там длительного обсуждения – книга Сюсаку Эндо «Молчание». Побочная тема, привлеченная в пояснение мысли – деталь на одной из опубликованных Т. в своем жж фотографий из семейного архива: парикмахеры-китайцы в Благовещенске, которых Т. ошибочно приняла за корейцев. Ничего больше для понимания приводимого ниже пассажа знать не нужно.

Все-таки вернусь к нашему разговору о том, по каким признакам на фото Благовещенска мы опознаем корейцев или китайцев – мне это важно, и важно, чтобы это не казалось притянутым за уши. За счет Ваших вопросов там, мне стало видно, на чем была основана моя "безосновная" уверенность (=интуиция), что это корейцы.
Что же изменилось от того, что мы там поговорили?
до – была моя безальтернативная, ни на чем не основанная уверенность, что это корейцы (притом, что и вопроса такого не было, заметьте, а ответ – был, я каждый раз, обнаруживая такое, сильно изумляюсь).
после – я увидела, почему же я так уверена в корействе тех китайцев: а) так говорила мне б.Маня, я ей доверяю; но она была маленькая тогда, могла и перепутать. б) некоторое количество корейских и китайских боевиков (очень небольшое – я давно уже не могу вообще смотреть что-либо теле-кино-видео, два фильма в год мой рекорд за прошлый год) и память на тип лиц в тех и тех – но как можно этой давней памяти доверять?
В результате я теперь вижу, на основании чего мне нечто казалось, я теперь вижу основание и, его рассмотрев, больше не доверяюсь ему так, как доверяла до того, своей как бы интуиции.
И без Вашей "второй головы", без Ваших вопросов и моих попыток обосновать, я бы ничего этого не увидела и продолжала пребывать в уверенности. Из такой "ясности" и кажущейся очевидности выбраться можно только посредством формулировки вопроса(ов), ответом на который это "ясно что так" и является, но обычно для этого сознания есть только этот ответ и нет вопроса, тут нужен другой и другое сознание, чтобы сдвинуться, выйти вон и увидеть.
Как на начало нашего разговора о "Молчании" я столь же пребывала в уверенности – см. мои первые два комментария – то, что там написано, это то же самое, что мое утверждение в другом месте о корейцах, с той лишь разницей, что мне отнюдь не безразлично, ошибаюсь ли я и в чем, и я чувствую там и уверенность и ошибку. И без Вас я бы с этим не разобралась.
"Говорить о" для меня это значит:
1. положить вот это первое возникающее понимание – ту самую "интуитивную уверенность", оснований которой пока не видно. Оно может быть сколь угодно поверхностно и беспомощно, но это отправная точка; если это не положить – нет почвы под ногами и нет печки, от которой. ("Вася, что ты понял?" – "Я понял вот это")
2. получить все причитающиеся вопросы или самому просмотреть чужими глазами, а как же это так получилось? откуда, на основании чего мне видно так? почему я на этом настаиваю? в связи с чем мне так важно видеть именно так? ("Вася, а почему тебе так кажется?" – "Потому-то и потому-то"). Тут я впервые вытаскиваю и вижу, а что же я туда вчитал и как я это сделал.
3. А дальше окажется, что от чего-то я могу легко отказаться (вот я больше не утверждаю, что там корейцы на фото и знаю, почему у меня нет оснований настаивать), а от чего-то не могу – да, так и буду на том стоять и сознательно, и дальше "вчитывать" свое важное в текст, который писался не про то.
Но дальше можно свое "вчитанное" вычесть и положить отдельно, и посмотреть, а что там можно понимать про "эпоху о которой", автора, контексты его времени, что его волновало и проходит из книги в книгу, наши читательские контексты времени, страны и т.д., насколько хватит исследовательской мощности и желания с этим разбираться.
По мне так достаточно понимать, что я вчитал и на чем настаиваю, потому что на том стою, и еще – оставить место автору и его замыслу, просто как пустое, освобожденное от моих примыслов и вчитываний, пространство. А свое забрать себе.

Tags: Таньга, вопрос, другой, основание, очевидность
Subscribe

  • Бог как отсутствие

    Ставил я когда-то, и не один раз, вопрос о проторелигиозности, т.е. о том первичном качестве или склонности, или способности... , из которой, в ходе…

  • о различении духов

    Это – в продолжение поста о «харизматическом» проповеднике и тех, кого он увлек. Вот, думаю, что важно для «различения…

  • Понимание - прощение

    В двух обсуждениях вышли на темы - разные, но, по-моему, параллельные. В обсуждении Евангелия от Матфея задержались на прощении грехов, обид, долгов…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments