gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

О Богочеловечестве Христа: преткновения

Очень меня порадовал pavel_g_m в новом повороте поднявший в своем посте тему Богочеловечества Христа.
Он там перепечатывает аннотацию статьи Александра Чернявского "Христианское богословие и наука: все ли так безоблачно?", в которой я выделяю только один, задевающий меня вопрос: об Иисусе Христе как человеке и Боге. Там, в частности, проблематизируется святоотеческое понимание Богочеловечества как соединения двух природ, Божеской и человеческой, в одном лице - Иисуса. И в качестве парадоксального рассматривается, впрочем бегло, без развитой аргументации, евангельское свидетельство о предведении Иисусом своего воскресения - по мнению автора поста, это лишает Голгофу ее подлинного трагического смысла.
В качестве альтернативы "устаревшему" св.-отеческому пониманию Чернявский предлагает богословие Пауля Тиллиха.

Выношу сюда мой комментарий к этому посту.

Еще раз: очень Вы меня обрадовали этим постом. В т.ч. за повод вернуться - надеюсь, несколько обновленным - к тому, что недодумал 10 лет назад.
Предлагаю программу обсуждения (я дам выдержки и ссылку у себя в жж, чтобы привлечь кое-кого мне нужного из тех, кто, возможно, не следит за Вашим жж, но и здесь с Вами тоже готов - параллельно и, наверное, не совсем одинаково).
Итак. Если я правильно понял, и Чернявский, и Вы признаете и считаете важным Богочеловечество Иисуса Христа - вопрос в том, как его понимать. Понятия "природа и ипостась (лицо)" Вам представляются устаревшими и негодными. Преткновением, в частности, является вопрос о возможности предвидения Иисусом своего воскресения, обессмысливающий, как Вы утверждаете, Голгофу - чтобы смерть и ее ужас были реальны, Иисус должен быть вполне человеком. От этого отправляемся.

Я предлагаю три темы для обсуждения, относительно независимые:

1. Святоотеческое представление о Богочеловечестве Христа (по-моему, ему соответствует п. 2: Христос знал это как Бог и не знал как человек). Чернявский, на мой взгляд, слишком легко разделывается с ним. "Однако, когда говорят о «едином лице», подразумевается наличие некоего центра, ответственного за все, что мыслится, говорится и делается. Одновременное знание и незнание говорит об отсутствии такого центра и, следовательно, прямо противоречит ипостасному соединению двух природ во Христе". Это - поспешное и, я считаю, несколько легкомысленное суждение. Дело в том, что очевидная парадоксальность представления о Богочеловеке была средневековым богословам видна не меньше нашего, и они разработали систему понятий, как-то это осмысляющих. Особенно важна работа, проделанная Максимом Исповедником. Считаю, что нужно рассмотреть его аргументы в пользу возможности двух воль во Христе, основанные на понимании воли как принадлежности природы, а не лица.
Само то, что это древняя система понятий, не может, считаю, служить аргументом - мы до сих пор пользуемся многими понятиями и категориями Аристотеля и др. Нужно специально показывать, почему они не годятся, "здравый смысл" авторитетом быть не может. Хотя в любом случае, остается проблема согласования старых и новых понятий. (Шифферс, например, "дополняя" Максима, говорил о природности не только воли, но и сознания - такого понятия у отцов не было).
Для меня возвращение к этой теме - еще и возвращение к незавершенному начальному этапу нашего семинара с Т. Сохранились и оцифрованы материалы нашего обсуждения главного христологического произведения Максима Исповедника - "Диспут с Пирром".

2. Тиллих не первый, кто стал выстраивать современную, альтернативную святоотеческой, христологию и антропологию. Существует т. наз. "христианский персонализм" - Владимир Лосский у нас (когда-то меня очень впечатливший, надо пересмотреть) и известные, но мне незнакомые греки Х.Яннарас, И.Зизиулас (ученик, кстати, Лосского и Тиллиха). Едва ли посильно все это осваивать, но, мне кажется, главный вектор критики святоотеческой христоантропологии - в отрицании у человека природы-сущности. В этом плане очень важны (и привлекательны краткостью) последние тексты Аркадия Шуфрина:
https://www.academia.edu/37795842/НАУКА_О_ЕДИНИЧНОМ_от_византийской_ипостаси_к_Dasein_Хайдеггера
https://www.academia.edu/38023294/ВЫЗОВ_ХАЙДЕГГЕРА
Первую я обсуждал у себя в жж: https://gignomai.livejournal.com/1051300.html, вторую еще не прочитал.
Наконец, нужно обсудить самого Тиллиха. С налету я не могу сказать, что понял. Надо вникать.

3. И еще она тема, обсуждавшаяся мною и с Т., и в новейшее время с Вами (см. мой пост про "методологию веры" и его продолжения), но для меня не закрытая: вера и знание о Боге. Можно и не спорить о терминологии, если сохраняется понимание, о чем речь, но, на мой взгляд, то, что Вы называете "верой" (не "в"), правильнее назвать любовью. Тогда вопрос: надо ли знать о Боге и что, чтобы любить Его. Я-то вижу, что после упорного отрицания эпистемологической составляющей в вере (в Вашем смысле) Вы пришли к необходимости знания - о Христе как человеке и Боге... Я бы продолжил это обсуждать.

Программа, сам вижу, обширная... Но куда торопиться?
Возможно, после первых откликов разобью на три отдельных поста по трем темам.



Tags: Боговоплощение, Максим Исповедник, вера, знание, ипостась, любовь, природа и лицо, христология
Subscribe

  • Смерть Моисея

    Mike Freikman 16 июля, 17:17 . Via pavel_g_m. Как всё произошло на самом деле. Эфиопская версия. В своё время я наткнулся на один короткий…

  • смерть - творение души

    «Не думайте, господа, – обращался профессор к ассистирующим ему студентам, – что смерть, нанесенную собственной рукой, легко…

  • Книга Таньги

    Начал работать над Книгой Таньги-2, поддержанный в сознании нужности этого двумя событиями. Во-первых, в интернет-журнале Института философии Vox…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Смерть Моисея

    Mike Freikman 16 июля, 17:17 . Via pavel_g_m. Как всё произошло на самом деле. Эфиопская версия. В своё время я наткнулся на один короткий…

  • смерть - творение души

    «Не думайте, господа, – обращался профессор к ассистирующим ему студентам, – что смерть, нанесенную собственной рукой, легко…

  • Книга Таньги

    Начал работать над Книгой Таньги-2, поддержанный в сознании нужности этого двумя событиями. Во-первых, в интернет-журнале Института философии Vox…