Отвечаю.
Сначала одно общее замечание о своей практике в жж. На мой взгляд, все посты в жж, которые рассчитаны на обсуждение, делятся на две категории - содержащие открытие или прозрение, свое или чужое, которым автор поста хочет поделиться, и посты-проблемы, где автор делится своей озадаченностью, сомнением и т.д., приглашая читателей вместе с ним об этом подумать. Так вот, подавляющее большинство моих постов относятся ко второй категории.
Теперь о содержании той публикации, о которой задан вопрос.
О чем там речь?
Мой основной оппонент, Т., указывает мне, что мое стремление к обретению и удержанию веры не достигается, а лишь блокируется "лесом рефлексий" и "выстраиванием логий", что этим я заглушаю "исходный крик" - разбойника на Кресте. Об этом больше в еще более ранней публикации.
А здесь более конкретно - про чтение и обсуждение св. отцов, которым я в ту пору был сильно увлечен. Т. указывает мне - и очень убедительно, признаю - на опасность, проистекающую из праздного чтения, не связанного и исполнением, с деланием, проистекающим из понятого.
Почему же все-таки я не только делюсь этой мыслью Т. как прозрением, врубом, а вижу здесь проблему?
Да, если ты прочитал "Делай так", понял, что в этом правда, которую нужно исполнить, и не исполняешь, предупреждение Т. "стопудово верно".
Более того, моя тогдашняя отговорка, что не всякий святоотеческий текст чего-то от меня требует, не годится. Если ты читаешь его в помощь вере, то понятое должно исполнять, иначе судим уже по ведомому тебе закону.
Но вопрос-то именно в понимании. Это и к прямым заповедям относится. Скажем, третий участник разговора, М., приводит рассказ о человеке, который, услышав слова Псалмопевца "Не ходи на совет нечестивых", сказал "Достаточно" и ушел на 10 лет - видимо, ее исполнять. Но что она означает сейчас, эта заповедь? Не скажу, что мне ясно.
И поставленный в том разговоре вопрос о том, чтобы понять, "как устроено мышление Максима Исповедника" - не "для головы" только, думаю. Разве мышление преп. Максима не связано с его верой, с его жизнью?
Так что для меня тут еще много чего есть, над чем думать.
Но - понятое, конечно же, исполняй. (Это я себе напоминаю).
