gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

еще о "методологии веры"

И из того же семинара:

Т: Есть такой факт. Семейные психотерапевты, т.е. те, которые профессионально занимаются семьями, казалось бы, они на этом собаку съели, но беспроблемными в собственных семьях это их не делает. И это не потому, что они плохие специалисты, просто «логия» вокруг этого не охватывает сам момент проживания этого. Это я к тому, что вы хотите построить вокруг веры много «логий» …
По всему, что вы говорите, и по тому, чем вы с легкостью склонны заниматься и какой фронт работ себе класть, вы и сейчас сдвинетесь в «логию», тогда как ваш исходный крик – «Верую, помоги моему неверию» – он никаких логий не требует…
Г: Ну… каждому свое, совсем без «логий» я, видимо, не могу…
Я не могу пользоваться чем-то, делать что-то, не понимая, как это работает. И везде, где можно, начинаю докапываться… В религии, церковной жизни есть много такого, что не может быть понято просто, непосредственно: что такое причащение, зачем оно нужно? почему я должен этому мужику исповедоваться, а не просто поговорить с Богом наедине? Масса разных вещей, в которых хочется все-таки разобраться.
Другое дело, что, может быть, не надо ставить в зависимость одно от другого. Может быть, правильнее отделять друг от друга вот такие досужие размышления, которые могут бесконечно длиться, и то, что нужно прямо делать. Что-то, наверно, надо делать независимо от того, понимаешь ты или не понимаешь. Но это не значит, что надо прекращать думать над этим. Потому что иначе накапливается разрыв между пониманием того, что ты делаешь, и деланием. Меня тяготит такая ситуация – вот что я хотел сказать. …
Т: У меня здесь вот какой опыт, связанный с возникшим в свое время, в юности, энтузиазмом к чтению «Добротолюбия». У меня «Добротолюбия» первый том был, еще что-то было, а Евангелия, Библии не было – вот такая вот хитрая была ситуация (смеется). А до этого читалось «Приношение современному монашеству» Игнатия Брянчанинова. И вот в какой-то момент до меня доперло – может быть, благодаря еще одной книжечке, такая подборочка цитат была для монахов, – что я, вместо того, чтобы молиться, читаю вот это... И я взяла себе за правило: что-то я читаю для головы – как, скажем, мышление устроено у Максима Исповедника, это вот с таким заходом. А с другим с заходом, для души, я перечитываю все тот же тоненький сборничек или что-то еще, и спрашиваю себя: вот ты уже понял, а ты на практике это исполняешь или не исполняешь? Ну и всё – идешь и исполняешь то, что ты уже понял. И это изрядно ограничило мои порывы что-либо такое читать, потому что, на самом деле, оно такое, то, что ты читаешь, оно по жизни накрывает потом чем-нибудь… Это как вроде ты попросил и на тебя сверху и падает – проверить…
Г: Чего-чего? Последнее не понял.
Т: Это я про то говорю, что читать святых отцов, по моим наблюдениям, небезопасно.
М: Да...
Т: Абсолютно не безопасно. То есть почитаешь, и сразу что-нибудь – бабах! Проверочка идет… Совершенно стопудово.
Г (к М): У вас тоже такое бывало?
М: Да.
Т: Я поэтому так сильно и боюсь читать. В жж в какой-то момент Кравцов обсуждал с Кругловым…  я пошла мимо лесом, так по-моему где-то и записала – почему.
М: А у кого это рассказано, что один человек спросил у другого: кто такой Христос и чему он учил? Тот ему стал перечислять заповеди и, когда дошел до слов «Не ходи на совет нечестивых», тот сказал «Достаточно» и лет на десять ушел.
Г: Но я хотел бы все-таки от вас не отстать. Ну про Т. я понимаю более-менее – а что, у вас был такой опыт чтения святых отцов, после которого на вас что-то обрушилось? Поделитесь, если можно.
М: Нет, ну не то, чтобы на меня обрушилось…
(Смеемся)
М: На мой взгляд, то, что они пишут… – я, правда, не очень много читал… Но вот Симеон Новый Богослов – то, что я у него читал, это, на мой взгляд, очень сильно педагогический текст…
Г: Но ведь это совсем другое! Вы о разном говорите, у вас это не пошло просто-напросто.
М: Нет, если я иду в эту школу, то должны быть соответствующие результаты. Это не просто – взял и почитал.
Г: Понятно. То есть бессмысленно это просто читать, надо тогда исполнять – вы это хотите сказать?
Т: А если совсем вот по такому, «психоаналитическому» варианту, то ты вот это все почитал, а у тебя тот, который внутри тебя читал, он теперь вот такого размера стоит и выдает тебе по полной. Если ты не знал, то и не судим был. А теперь ты знаешь и так же продолжаешь делать, и тебе по полной суд дается, поскольку ты это имел дурость прочитать, не собираясь это исполнять. Понятно?
М: И еще. Если ты прочитал и не исполняешь, то в какой-то момент наступает дикое разочарование – что это все ложь… Но это ложь в тебе, а не в том, что там было написано.
Г: Но вы все время говорите об аскетических наставлениях, а существует еще богословие отцов, которое впрямую не имеет такого педагогического смысла. Хотя, конечно, всё...
Tags: Таньга, вера, методология, семинар, чтение
Subscribe

  • Однако...

    Анатолий Иванов в 1970-х о будущем. Не читал, да как-то и неприлично было читать его тогда.

  • Неплюев и его братство

    Писал не так давно про то, возможна ли общинная жизнь. А тут вдруг... Хоронили вчера Наташу Черненко, первую жену старшего брата Таниного. А она…

  • Бунин

    Неделю тому назад отмечали 150 лет с рождения И.А.Бунина. А мы, и не зная этой даты, уже второй месяц как читаем его по вечерам. На разбор и оценку…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Однако...

    Анатолий Иванов в 1970-х о будущем. Не читал, да как-то и неприлично было читать его тогда.

  • Неплюев и его братство

    Писал не так давно про то, возможна ли общинная жизнь. А тут вдруг... Хоронили вчера Наташу Черненко, первую жену старшего брата Таниного. А она…

  • Бунин

    Неделю тому назад отмечали 150 лет с рождения И.А.Бунина. А мы, и не зная этой даты, уже второй месяц как читаем его по вечерам. На разбор и оценку…