gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Методология и христианство - об одной параллели

ГП в докладе на семинаре 10 ноября 1969 года говорит об интеллигентских иллюзиях, от которых нужно избавляться:

[Существует] иллюзия демократизации и массовости – философии, науки, искусства и т.д. От этой идеи сильно отличается идея культурного уровня, цивилизованности.
Был принцип всеобщей грамотности, и он автоматически переносился на то, что все должны заниматься философией, наукой и т.д. И чем в больших размерах, тем лучше.
Я обсуждаю проблему в следующей форме. Имеется определенная профессионализация: наука, искусство, философия суть определенные профессиональные деятельности. Начиная с определенного момента, философия, наука и пр. стали профессиональными деятельностями. … И подобно тому, как мы должны читать и писать, мы формулируем принцип, что все должны заниматься этими деятельностями, что наука, искусство и т.д. должны быть функциями, отправлениями деятельности все большего числа людей. … То есть я обсуждаю вопрос о профессионализации и ее основаниях. В частности, вопрос о том, что дает демократизация определенных профессий – философии и т.д. Пока можно сказать только то, что демократизация этих видов деятельности приводит к их уничтожению. Очевидно, что какое-то расширение должно быть, но не по массе, не по материалу, а функционально в соответствии с развитием и расширением структуры общества. …
Я здесь акцентирую внимание на том, что демократизация занятий философией, наукой и искусством выдается за идеал человека будущего. Тем самым признается общечеловеческая ценность такого рода занятий, что на мой взгляд является иллюзорным. …
Розин. Тогда у тебя получается, как у Гегеля. Есть элита, состоящая из личностей, которые решают свои личностные проблемы, а есть основная масса, судьба которой в другом – быть органами социума.
Щедровицкий. Сначала ты обвинил меня в том, что у меня нет личности. Я показал, что есть. Теперь ты обвиняешь меня в том, что при таком понимании личности лишь очень немногие будут личностями. Да, немногие. Но что я могу сделать? Ведь раз так, то вопрос стоит не о том, чтобы все занимались наукой и стали благодаря этому личностями, а в том, чтобы всех поднять до уровня понимания сложившегося положения и таким образом сделать их личностями. А будут личностями столько народу, сколько будет. …
Задача обеспечения социума идеалами и знаниями по организации социального действия является функцией интеллигенции как органа социума. Поэтому она должна поменьше заботиться о своей ответственности перед народными массами, перед всемирной историей, хотя она должна это делать, а побольше выполнять свое назначение – вырабатывать идеальные представления для организации социального действия.
Итоговый доклад Г.П.Щедровицкого семинаре ММК (10.11.1969).

Перечитывая это, я услышал здесь некоторое сходство с другим перечитываемым сейчас текстом - Евангелием от Марка:

И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют [более точный перевод: чтобы они … не слышали, не видели и не разумели], да не обратятся, и прощены будут им грехи. …
И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все (Мк. 4:9-13; 33-34).

Нет, я вовсе не хочу представить ГП христианином, не был он им - о другом думал и заботился. Но параллелизм есть: будь то Мышление, будь то Тайна Царствия - не всем, а "имеющим уши"...
"Вопрос стоит не о том, чтобы все занимались наукой и стали благодаря этому личностями, а в том, чтобы всех поднять до уровня понимания сложившегося положения и таким образом сделать их личностями. А будут личностями столько народу, сколько будет" = "Много званых, да мало избранных".
И еще интересно: ГП сам усмотрел это сходство. Из того же доклада:

Идеал демократического общества возникает в противовес христианскому идеалу и разрушает его. Само разделение духовного и материального, которое лежало в основании христианского идеала, делало невозможным демократический проект. Демократизм начинается с утверждения абстрактного тезиса о равенстве возможностей для каждого человека.
Формальный принцип равных возможностей уничтожается его актуализацией, ибо социум обладает разными местами; люди, заполняющие эти места, не равны. Отсюда принцип равенства относится к идее человека, а не к нему самому.
Tags: Евангелие, Щедровицкий, демократия, неравенство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments