gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

"другой" Платонов: "Река Потудань". Никита Фирсов и Алексий человек Божий

Вчера прочитали. И этот рассказ потеснил в мысли все другие, даже солнечную "Июльскую грозу" (кто хочет немедленной и беспримесной радости - читайте ее).

"Река Потудань" - про любовь. И про Lust (русское слово очень уж грубое) как врага любви, как то, что любовь повреждает. Так это понимал Платонов и много-долго об этом думал ("Река" опубликована в 1937, а в 1926 написан "Антисексус" - не читал еще). В этом он продолжает и самых древних греков, различавших эрос, агапе и филию; и апостола Павла; и в какой-то мере Фрейда, которого он хорошо знал. Из тех, кто после, можно назвать Е.Л.Шифферса - те места его романа, где он рассказывает историю Марии и Иосифа.
Два ключевых места рассказа - о сердце. Как органе любви.
Вот как о неспособности Никиты в первую брачную ночь:
"Никита поднялся и робко обнял ее, боясь повредить что-нибудь в этом особом, нежном теле. Люба сама сжала его себе на помощь, но Никита попросил: «Подождите, у меня сердце сильно заболело», — и Люба оставила мужа.
На дворе наступили сумерки, и Никита хотел затопить печку для освещения, но Люба сказала: «Не надо, я ведь уже кончила учиться, и сегодня наша свадьба». Тогда Никита разобрал постель, а Люба тем временем разделась при нем, не зная стыда перед мужем. Никита же зашел за отцовский шкаф и там снял с себя поскорее одежду, а потом лег рядом с Любой ночевать.
Наутро Никита встал спозаранку. Он подмел комнату, затопил печку, чтобы скипятить чайник, принес из сеней воду в ведре для умывания и под конец не знал уже, что ему еще сделать, пока Люба спит. Он сел на стул и пригорюнился: Люба теперь, наверно, велит ему уйти к отцу навсегда, потому что, оказывается, надо уметь наслаждаться, а Никита не может мучить Любу ради своего счастья, и у него вся сила бьется в сердце, приливает к горлу, не оставаясь больше нигде".
А вот как о его возвращении:
"Никита обнял Любу с тою силою, которая пытается вместить другого, любимого человека внутрь своей нуждающейся души; но он скоро опомнился, и ему стало стыдно.
— Тебе не больно? — спросил Никита.
— Нет! Я не чувствую, — ответила Люба.
Он пожелал ее всю, чтобы она утешилась, и жестокая, жалкая сила пришла к нему. Однако Никита не узнал от своей близкой любви с Любой более высшей радости, чем знал ее обыкновенно, — он почувствовал лишь, что сердце его теперь господствует во всем его теле и делится своей кровью с бедным, но необходимым наслаждением".

А вот теперь об уходе и возвращении. Ночью после чтения (не мог заснуть) я вспомнил, где было сходное - в житии Алексия, человека Божия. Там тоже уход и тоже ради любви - к Богу. И тоже возвращение и воссоединение, но посмертное, в Боге. Разница в том, что там Бог - третий (или "второй", как считать) явно, а у Платонова его нужно домысливать - до целого.
Tags: Бог, Платонов, любовь
Subscribe

  • (no subject)

    Ага! Вот чем отличается онтика (учение о сущем) от онтологии (учения о бытии): онтология учит не только о сущем, но и о возможном и необходимом.

  • о реальности идеального

    "Что такое математика — изобретение или открытие? Процесс получения математиками результатов — что это: всего лишь построение не…

  • Р в ММК 17: ОГ о смысле и функциональной структуре сознания 8

    Третье занятие. 1972-10-30 Генисаретский. Прошлое занятие мы закончили на рассмотрении второй функции способности, а именно, функции постоянного…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments