gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Бог вступает в игру вторым

tugodum сообщил о выходе статьи А.М.Шуфрина "НАУКА О ЕДИНИЧНОМ: от византийской "ипостаси" к Dasein Хайдеггера"
Статья - замечательная. А для меня она стала событием, подводящим итог долгому поиску.
Попробую обозначить его вехи.

Для кого, наверное, как (только вчера говорил с 20-летней девушкой, у которой все иначе), но для меня начальной точкой поиска было острое сознание безосновности. Нужда в Боге - это нужда в основании. Смысл жизни - это знание того, чего Он от меня хочет.
Как это узнать? У кого спросить? Философия, богословие, поэзия - области, где может быть зарыта шкатулка с ответом?
Перелистываю много страниц вахтенного журнала...
"Беседы о православном догматическом богословии" Г.И.Беневича и А.М.Шуфрина (того самого) указали мне на преп. Максима Исповедника с его идеей персональных логосов - замыслов Бога о каждом конкретном человеке. Идея легла в то место, которое я и хотел все это время заполнить: есть замысел обо мне. Отвечать этому замыслу и значит быть верным себе самому, быть самим собой. Его и нужно найти и жить по нему.
Максимо-исповедническое представление (как я его понял) отождествилось с тем, о чем писал В.Н.Лосский: лицо, личность, ипостась - как то, что не сводится к совокупности наблюдаемых характеристик индивида.

И вот эта статья Шуфрина. В ней поочередно рассматриваются разные попытки ухватить мыслью индивидуального человека, от раннесвятоотеческих через Августина и Максима и, далее, скачком к Хайдеггеру - как "схождение особенностей", как указуемое посредством описания, как предвечно-заданная цель жизненного пути и, наконец, как "подвижная событийность собственной судьбы" - это уже в согласии с Хайдеггером.

И если в первых главках статьи я нашел хорошо проработанные аргументы, которых мне не доставало в спорах об ипостаси с kiprian_sh и alexandrg, то последняя стукнула очевидностью, что не может существовать логоса-слова вне проживаемой жизни, которое могло бы выступить ее проектом, "проектом себя" (projet de soi) по выражению Сартра.

Две цитаты, приведенные Шуфриным.
Августин:
«Я собираюсь пропеть знакомую песню; пока я не начал, ожидание мое устремлено на нее в целом; когда я начну, то по мере того, как это ожидание обрывается и уходит в прошлое, туда устремляется и память моя. Сила, вложенная в мое действие, рассеяна между памятью о том, что я сказал, и ожиданием того, что я скажу. Внимание же мое сосредоточено на настоящем, через которое переправляется будущее, чтобы стать прошлым. Чем дальше и дальше движется действие, тем короче становится ожидание и длительнее воспоминание, пока, наконец, ожидание не исчезнет вовсе: действие закончено; оно теперь всё в памяти. То, что происходит с целой песней, то происходит и с каждой ее частицей и с каждым слогом; то же происходит и с длительным действием, частицей которого является, может быть, эта песня; то же и со всей человеческой жизнью, которая складывается, как из частей, из человеческих действий; то же со всеми веками, прожитыми «сынами человеческими», которые складываются, как из частей, из всех человеческих жизней» (Исповедь).
Хайдеггер:
«Христианин не находит в Боге “точку опоры” (Halt)... Это кощунство! Бог никогда не точка опоры. Скорее, “имение опоры” осуществляется всегда в виду конкретной значимости, установки, мировоззрения, поскольку Бог, в предоставлении [нам] опоры и в [нашем] обретении опоры (Haltgeben und Haltgewinnen), коррелятивен значимости».

А еще одну приведу я:
"Бог ждет от человека творческих актов и своей судьбы. И Сам вступает в игру всегда вторым - одобряя и поддерживая или же осуждая, препятствуя и называя" (Т.).
Tags: Максим Исповедник, Таньга, Хайдеггер, Шуфрин, ипостась, личность, логосы персональные, событие, судьба
Subscribe

  • не только, но и

    Аристотель замечает («О памяти»), что мы не только помним что-то, воспоминание сопровождается ощущением, что это было в прошлом. Что, по-моему,…

  • Из шкатулки "Кант": рождение нового

    «Круговое (как и всякое криволинейное) движение есть непрерывное изменение прямолинейного движения, и, так как это последнее само есть непрерывное…

  • (no subject)

    ЖЖ сейчас напомнил картинку из записей отца. Валяется пьяный на улице. Женщина-милиционер пытается его поднять. А он: Поцелуешь — встану. Все вокруг…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • не только, но и

    Аристотель замечает («О памяти»), что мы не только помним что-то, воспоминание сопровождается ощущением, что это было в прошлом. Что, по-моему,…

  • Из шкатулки "Кант": рождение нового

    «Круговое (как и всякое криволинейное) движение есть непрерывное изменение прямолинейного движения, и, так как это последнее само есть непрерывное…

  • (no subject)

    ЖЖ сейчас напомнил картинку из записей отца. Валяется пьяный на улице. Женщина-милиционер пытается его поднять. А он: Поцелуешь — встану. Все вокруг…