Что мы можем делать с ценным для нас прошлым? Этот вопрос можно ставить и по отношению к истории в целом, но сейчас он актуален для меня по отношению к персональному прошлому, к отошедшей в прошлое жизни человека. Когда я сегодня задумался об этом, у меня сошлись вместе две проблемных темы, меня сейчас занимающие - история ММК и работа над книгой Т. Да еще все прошлые и настоящие опыты такого рода - работа с наследием Шифферса, воспоминания об умерших друзьях, работа с архивом отца, даже вполне абстрактная, теоретико-методологическая работа в Институте культурного наследия...
Главное осознание - могут быть поставлены две отчетливо разных задачи: 1) воссоздание и сохранение образа ("воскрешение") и 2) освоение наследия, т.е. того, что сделано (познано, понято, помыслено, воображено) человеком, и присвоение этого - чтобы применять и (или) продолжать (познавать, мыслить и т.д.).
Обе эти задачи могут быть поставлены в отношении любого человека, но для разных людей, по-разному прожитых жизней и делавшихся дел они ставятся по-разному.
Художник (поэт и т.д.) сам оставляет себя в своем творчестве ("я весь в заветной лире"). Здесь образ и наследие практически тождественны - "пока... жив будет хоть один пиит", т.е. наследник, продолжатель... (Об этом хорошо написал покойный В.С.Семенцов в своей статье о Бхагават-Гите).
Ученый, философ, методолог ценен прежде всего своим наследием, тем, что им сделано и будет продолжено.
Соответственно, история ММК - это выдвигавшиеся и реализовавшиеся им программы, оценка того, что реализовано и возможности продолжения.
Хотя... ММК, особенно в ранний период, ставил своей задачей реконструкцию способов работы ученых прошлого (скажем, "Капитал" Маркса, переписанный весь от руки Щедровицким, был для него ценен не теорией капитализма, а логикой Маркса, методом его работы - "восхождением от абстрактного к конкретному"). А отсюда уже не так далеко до "воскрешения" и "реинкарнации" (в себя) образа...
Соответственно, история ММК - это выдвигавшиеся и реализовавшиеся им программы, оценка того, что реализовано и возможности продолжения.
Хотя... ММК, особенно в ранний период, ставил своей задачей реконструкцию способов работы ученых прошлого (скажем, "Капитал" Маркса, переписанный весь от руки Щедровицким, был для него ценен не теорией капитализма, а логикой Маркса, методом его работы - "восхождением от абстрактного к конкретному"). А отсюда уже не так далеко до "воскрешения" и "реинкарнации" (в себя) образа...
Но есть люди "более сложного состава" - такие, как Шифферс. Или Т. Свой образ Т. во многом воплотила в своих текстах - стихах и песнях, снах, письмах, "отчетах о реальности", фотографиях, рисунках... Не все, наверное, равноценно, но эта мозаика вполне складывается в целое...
И есть работа, дело Т., ее не устававшая длиться мысль, воплотившаяся прежде всего в семинарах, но и в жж, который был отчасти и семинаром ("врубы"). Что-то из этого, особенно то, чему она сама успела придать законченную, удовлетворявшую ее форму, может войти в книгу как ее тексты. Но о самой ветвящейся программе семинаров, о ее генезисе, проблемах, методических находках, содержательных результатах предстоит рассказать мне, свидетелю и соучастнику...
А потом еще нужно как-то соединить эти две линии. Но, прямо по Ленину, сначала размежевать...
А потом еще нужно как-то соединить эти две линии. Но, прямо по Ленину, сначала размежевать...
