Аминь. Мне кажется, что здесь названы три главных пункта расхождения между двумя греками, в которых христианская мысль делала между ними выбор. Во внимании к эйдосу и логосу, к осмысленной сущности мира они едины. Но:
1. "По Платону, явления имеют отрицательное отношение к идее, т.е. затемняют ее; по Аристотелю, всякое явление, каждое индивидуальное существо проникнуто идеей и служит живым ее выражением". Преодоление платонизма в христианстве имело своим союзником Аристотеля.
2. "У Платона сущность вещей, истинное, действительное бытие обитает как бы вне явлений, в царстве вечных и неизменных идей; по Аристотелю, сущность вещей заключается в самих явлениях, в индивидуальных вещах; исследуя эти явления, наука составляет общие понятия, устанавливает начала и чрез сочетания их образует свои теории и доказательства". Через посредство неоплатонизма платоновское "царство идей" было переосмыслено как "божественные замыслы" о мире, "логосы сущих", образы совершенства, по которым тварь творима и к восстановлению в себе которых призываема. Аристотель в этом расхождении тянет, хоть и не с полной очевидностью, в сторону противоположную, "долу".
3. "Наконец, у Платона философия, по своему объему, есть совокупность умственного и нравственного совершенства и отличается от всякой другой деятельности нашего духа; Аристотель же отделяет философию, как теоретическую деятельность, от нравственной жизни и, взамен того, сближает ее со всеми опытными исследованиями". Аристотель - первый философ современного типа, родоначальник "демократического" типа философствования, когда не важно сукин ты сын или святой - главное, чтобы были мощны твои (самостоятельно найденные или усвоенные) мыслительные средства.