gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

кеносис 11

Итак, согласно православному учению «каждое из естеств [Божеское и человеческое] признается существующим [в Богочеловеке] со всеми принадлежащими ему свойствами, … допускается различие [в Нем] Божеского и человеческого знания, Божеской и человеческой воли, Божеского и человеческого образа действия». С точки же зрения кенотиков при этом «не достигается полное единство Лица». Более того, остается, по всей видимости, непонятным, что такое это единство Лица, единое Лицо, единая Личность; для него как бы не остается места, получается, что то Бог знает, волит, действует, то – человек, а где же Богочеловек Иисус Христос, Тот, Чью единую жизнь от Рождества до Смерти и Воскресения мы знаем через апостолов, к Кому обращаемся с молитвами и Кому – единому Лицу – поклоняемся?

Отвечая на это недоумение Чекановский напоминает, что, по учению св. отцов, «никогда не могло быть речи о том, что личность, “я” [= ипостась] определяется природой, что от природы зависят индивидуальные качества лица». Природа и лицо относятся друг к другу как общее и частное. Природа есть нечто общее, не существующее само по себе. Конкретное и реальное бытие она получает только в индивидууме или личности. «Так и Сын Божий, восприняв в единство с Собою человеческую природу, начавшую свое конкретное, реальное бытие лишь со времени этого самого восприятия, не только Сам не терпит какого-либо изменения, в смысле приобретения нового свойства лица, но наоборот Он определяет эту [человеческую] природу, сообщая ей качества, совершенно выделяющие ее, как обоженную, из ряда всех человеческих индивидуумов».

(Поясню выделение. Как звено в этом рассуждении оно у меня вопросов не вызывает, логика Чекановского кажется безупречной и убедительной. Но вот что отсюда следует для обсуждения «кенотизма» В.Н.Лосского и Л.А.Успенского надо будет рассмотреть отдельно, и я тогда буду ссылаться на это место. С тою же целью сделаны выделения и ниже).

Для кенотиков характеристическим свойством личности является, прежде всего, самосознание, сначала существующее в лице как потенция, а потом постепенно развивающееся. Отсюда – требование, чтобы Божеская Личность со своим абсолютным самосознанием при Вочеловечении приспособилась к человеческому существованию, «депотенцировалась». Но, возражает Чекановский, человеческая личность выражается не столько в самосознании, сколько в свободном самоопределении к разумной жизни и деятельности. Целью же самоопределения (я слегка переиначиваю и спрямляю это довольно-таки неясный кусок у Чекановского, где он излагает современные ему психологические взгляды на личность) является абсолютное благо, или святость. «Личность по самой своей природе оказывается началом абсолютным. В применении к конечному индивидууму она претерпевает чисто внешние ограничения и является как бы недостаточно выраженной, как бы идеалом для психической жизни человека, а в существе, представляющем Бога и человека, в Сыне Божием Иисусе Христе, она и есть то, чем должна быть в самой своей основе. Итак, самый анализ понятия личности показывает, что центр, объединяющий две природы в Иисусе Христе, даже частично не может быть переносим в сферу низшей, ограниченной природы, коль скоро последовательно выдерживается неизменяемость Личности Божественной».

Но! Как понимать единство личности при двух волях и двух действиях? Две воли и два действия (энергии) у Христа – это догмат, за его утверждение пострадал преп. Максим Исповедник. Но всё-таки, всё-таки… как это совместимо с единством Лица?

Tags: кеносис, личность, природа и лицо
Subscribe

  • Однако...

    Анатолий Иванов в 1970-х о будущем. Не читал, да как-то и неприлично было читать его тогда.

  • Неплюев и его братство

    Писал не так давно про то, возможна ли общинная жизнь. А тут вдруг... Хоронили вчера Наташу Черненко, первую жену старшего брата Таниного. А она…

  • Бунин

    Неделю тому назад отмечали 150 лет с рождения И.А.Бунина. А мы, и не зная этой даты, уже второй месяц как читаем его по вечерам. На разбор и оценку…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • Однако...

    Анатолий Иванов в 1970-х о будущем. Не читал, да как-то и неприлично было читать его тогда.

  • Неплюев и его братство

    Писал не так давно про то, возможна ли общинная жизнь. А тут вдруг... Хоронили вчера Наташу Черненко, первую жену старшего брата Таниного. А она…

  • Бунин

    Неделю тому назад отмечали 150 лет с рождения И.А.Бунина. А мы, и не зная этой даты, уже второй месяц как читаем его по вечерам. На разбор и оценку…