gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Р в ММК 17: спотык

Третий день думаю над смыслом термина "логико-онтологический". Он встретился в предыдущем куске ("мой предмет рассуждения – функциональная структура сознания. В данном случае я говорю о двух способностях этой функциональной структуры – созерцании и осмыслении. И я утверждаю, что предметом созерцания является смысл, категорированный как внешнее, а предметом осмысления является смысл, категорированный как внутреннее. И дальше я разъясняю это утверждение, говоря о логико-феноменологическом принципе. Я говорю, что сознание, которое функционирует так, что в нем задействованы способности созерцания и осмысления, на самом деле – здесь я перехожу в методологическую действительность – осуществляет логико-онтологическое отождествление. И для него различение внешнего и внутреннего безразлично.мой предмет рассуждения – функциональная структура сознания. В данном случае я говорю о двух способностях этой функциональной структуры – созерцании и осмыслении. И я утверждаю, что предметом созерцания является смысл, категорированный как внешнее, а предметом осмысления является смысл, категорированный как внутреннее. И дальше я разъясняю это утверждение, говоря о логико-феноменологическом принципе. Я говорю, что сознание, которое функционирует так, что в нем задействованы способности созерцания и осмысления, на самом деле – здесь я перехожу в методологическую действительность – осуществляет логико-онтологическое отождествление. И для него различение внешнего и внутреннего безразлично").
И повторился в новом, который я еще не выложил: "вопрос, который обсуждается в этом параграфе, – это вопрос о рефлективной непрерывности функциональной структуры сознания. Он не является предметным вопросом, связанным со спецификой теоретических понятий, о функциональной структуре. Это стандартный логико-онтологический вопрос, с помощью которого мы фиксируем некоторое содержание для его последующего предметного рассмотрения".

Что это значит? Вроде бы логика - про нормы мышления ("мыслить логично"), это и к содержательно-генетической логике относится. А онтология - про то, что есть (или полагается сущим) на самом деле. А про какое мышление можно сказать, что оно таково на самом деле? Если нормативность отождествить с онтологией, получится, что на самом деле есть только правильное мышление.
Но меня притом интересует ответ на эти вопросы не вообще, а рамках того, как все это мыслил ОГ. Разбираемый сейчас доклад посвящен функциональной структуре сознания, она в конечном счете должна получить онтологическое описание, Но тогда, похоже, ОГ мыслит логику как онтологию сознания... Такое понимание подсказывает и более ранний (1965) его доклад "Логика и психология в исследовании мышления":

"категория сознания – наследие не психологии, а логики. Это одна из первых философских абстракций, созданных относительно человека. И она определила судьбу формальной логики. Этот факт был понят, и, когда неокантианцы проводили обоснование логики как науки, они проводили его прежде всего по линии выявления структуры сознания и знания. И это не было психологизмом в логике.
Щедровицкий. Это действительно не психологизм. Но и в логике, и в психологии это интроспекционизм.
Генисаретский. Интроспекционизм как программа, как исследовательский прием. Тут действительно начинается то основное противоречие формальной логики: нет приемов исследования феномена сознания как некоторого объективного явления. Мы всегда стоим в аналогичной ситуации: либо это интроспекционизм, либо мы имеем что-то нормативное. Причем, поскольку модели отношения сознания и нормативного отдельно не было, постольку различить проявления того и другого в эмпирическом материале не пытались".

Итак, вопрос: как нормативное соотносится с онтологией?

Tags: Генисаретский, логика, мышление, норма, онтология, сознание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments