gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

кеносис 10

Исходный пункт той критики, которой подвергает кенотиков Чекановский с православных позиций, тот же, из которого исходят и сами кенотики – догмат о Богочеловечестве Христа: вполне Бог и вполне человек. Но не ставя перед собой тех задач, которые ставили его оппоненты (о том, почему он не считает нужным их ставить – ниже), Чекановский сразу же отвергает возможность самоуничижения, самоограничения, самоумаления Божества при Воплощении, не может быть и речи о каком-либо Его отказе от Своих свойств или их изменении.
Естественно, он подкрепляет свою позицию многочисленными цитатами из Писания и св. отцов. Я поленюсь их приводить, скажу лишь об общем своем впечатлении.
В Писании есть места, где Господь говорит о Своем единстве с Отцом («Я и Отец – одно») и есть такие, где Он Себя от Отца отличает («О дне же том, или часе [конца света], никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец»). Есть проявления сверхъестественного могущества и видимой слабости, страдания, ведения и неведения…
Кенотики в том, что отличает Христа от «всего лишь человека», видят результаты Его возрастания из уничиженного состояния к будущему прославлению, Чекановский (опираясь на отцов) проявления человеческой слабости толкует как добровольно, в целях «спасительного домостроительства» попускаемые человеческой природе – без малейшего ущерба для природы Божеской.
Св. отцы, на которых ссылается Чекановский, действительно с ним согласны.
Но здесь важнее всего, мне кажется, указать на следующее. И Чекановский, и привлекаемые им в союзники св. отцы принципиально отказываются отвечать на вопрос, решением которого занимались кенотики: КАК соединяются между собой Божеская и человеческая природы в Иисусе Христе, как осуществляется таинственный перихорисис, взаимное проницание этими природами друг друга, так что они оказываются неслиянными и нераздельными.
Единственный род объяснения, который они допускают – это ответ на вопрос, ДЛЯ ЧЕГО осуществилось Воплощение и Вочеловечение Сына Божия, Логоса, объяснение от домостроительства спасения.

Еще не конец, кое-что необходимо сказать из Чекановского, прежде чем я поставлю те вопросы, которые у меня остаются.
Tags: кеносис
Subscribe

  • "Что не воспринято, то не уврачевано"

    Встретив эти слова св. Григория Богослова (относящиеся, понятно, к Боговоплощению), подумал, что по аналогии этот принцип действует и в отношениях…

  • Что толку в Каббале?

    Мой высокоценимый собеседник kiprian_sh недавно написал пост , в котором привел цитаты из о. Павла Флоренского и Н.А.Бердяева со…

  • кенотический мотив у Фихте

    Не-Я может полагаться только деятельностью Я, поскольку Я есть совокупность всей деятельности. Но поскольку Я производит не-Я, оно ограничивает свою…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments