Естественно, он подкрепляет свою позицию многочисленными цитатами из Писания и св. отцов. Я поленюсь их приводить, скажу лишь об общем своем впечатлении.
В Писании есть места, где Господь говорит о Своем единстве с Отцом («Я и Отец – одно») и есть такие, где Он Себя от Отца отличает («О дне же том, или часе [конца света], никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец»). Есть проявления сверхъестественного могущества и видимой слабости, страдания, ведения и неведения…
Кенотики в том, что отличает Христа от «всего лишь человека», видят результаты Его возрастания из уничиженного состояния к будущему прославлению, Чекановский (опираясь на отцов) проявления человеческой слабости толкует как добровольно, в целях «спасительного домостроительства» попускаемые человеческой природе – без малейшего ущерба для природы Божеской.
Св. отцы, на которых ссылается Чекановский, действительно с ним согласны.
Но здесь важнее всего, мне кажется, указать на следующее. И Чекановский, и привлекаемые им в союзники св. отцы принципиально отказываются отвечать на вопрос, решением которого занимались кенотики: КАК соединяются между собой Божеская и человеческая природы в Иисусе Христе, как осуществляется таинственный перихорисис, взаимное проницание этими природами друг друга, так что они оказываются неслиянными и нераздельными.
Единственный род объяснения, который они допускают – это ответ на вопрос, ДЛЯ ЧЕГО осуществилось Воплощение и Вочеловечение Сына Божия, Логоса, объяснение от домостроительства спасения.
Еще не конец, кое-что необходимо сказать из Чекановского, прежде чем я поставлю те вопросы, которые у меня остаются.