gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Рефлексия в ММК. О.Генисаретский. О понятии творческой деятельности 4

4.Результаты предыдущих рассуждений можно кратко резюмировать так. Сознание не может быть исследовано ни как естественное, ни как искусственное в чистом виде. Однако, как особому объекту, сознанию присущи моменты искусственного и естественного.
Для того чтобы можно было в каком-то классе систем строить модель сознания, я введу понятие К-систем, называемых кентавр-системами.
К-системы вводятся с помощью отношения включения, в которое ставятся друг к другу Е- и И-системы. Для их корректного определения нужно было бы предварительно задать процедуру включения. Однако сегодня я этого делать не буду, а в качестве модели включения буду иметь в виду морфологическое пространственное включение одного объекта в другой. Рассмотрим два простейших типа К-систем: ЕИ-системы и ИЕ-системы. Первая из них устроена так, что естественная система объемлется искусственной, включена в нее. Во второй в то же самое отношение поставлена И-система.
Примером ЕИ-системы может служить любая машина – например, автомобиль. В нем протекают естественные физические процессы: сгорание, преобразование энергии, трение и т.д. Это Е-компонента ЕИ-системы. Но названные процессы осуществляются принципиально иначе, чем это могло бы происходить в естественных природных условиях. Они включены в особые употребления, в деятельность, использующую эту машину в качестве средства. В данном случае деятельность задает И-компоненту ЕИ-системы.
В качестве примера ИЕ-системы можно рассмотреть человеческий социум во Вселенной.

[[Хорошее объяснение И-Е, у ГП такого не встречал. Поясню, как я понимаю слова «осуществляются принципиально иначе» (сам не сразу врубился, в каком отношении «иначе»). Так вот, в автомобиле естественные процессы, конечно же, продолжают подчиняться действию тех же природных механизмов, но искусственная составляющая системы – водитель с инструментами управления – включает и выключает, и регулирует интенсивность действия этих факторов, так что результирующее протекание процессов оказывается иным, нежели в условиях laisser faire. В примере с человеком во Вселенной человек также вмешивается в течение естественных процессов, меняя результирующую; возникновение ноосферы – зрелый результат этой артификации]].
Используя введенное представление о К-системах, я перехожу далее к обсуждению простейшей модели сознания, которую буду строить в классе К-систем.



рефлексивный организм

На этой схеме изображена механическая модель сознания. Я называю ее механической потому, что она не будет соответствовать развившимся в классической философии способам анализа сознания. На ней нельзя будет развернуть феноменологию сознания, т.е. имманентную последовательность его форм. Вместо этого предлагается простейший структурный механизм, в котором, однако, учитываются перечисленные выше свойства сознания, в том числе его рефлексивность, наличие искусственной и естественной компонент, возможность осуществления принципа оформления и т.д.
Целое, или объект, изображенный на схеме, назван мной рефлексивным организмом для того, чтобы не рассматривать сейчас границы целостности этого организма, условия его выделения и способы существования. Будем представлять себе, что этим организмом является человек. Тогда он будет представлен на нашей схеме пунктирным прямоугольником. Рефлексивным этот организм назван потому, что в его модели учтено такое свойство человеческого сознания как возможность рефлексии. Иначе говоря, мы строим механизм модели таким образом, чтобы в нем действовал принцип рефлексии [[см. здесь]].
На схеме организм в целом дан в двух функциональных характеристиках, которые изображены стрелками Ф1 и Ф2. В отличие от всех остальных связей, изображенных на модели, они не имеют второго члена.
С самого начала нужно заметить, что нельзя рассматривать предложенную модель в кибернетической идеологии. Из этого, в частности, следует, что все эти связи нельзя считать каналами, по которым циркулируют сигналы. И, в частности, Ф1 и Ф2 нельзя трактовать как входы и выходы соответственно.

[[Вынужден признаться, что совершенно не понял этой оговорки. То, что говорится ниже вполне, по моему разумению, поддается изложению на этом кибернетическом слэнге. Да и сам ОГ ниже говорит о «каналах»…]].

Изображенная модель является пока лишь схематизацией смысла тех рассуждений, которые проводились раньше. Поэтому все связи на ней трактуются только как особые отношения, в которых мы фиксируем те или иные, выявленные в предварительном анализе свойства сознания.
Модель содержит три функциональных блока:
управляемый канал (УК) – такой объект, через который в рефлексивный организм поступают всевозможные сведения, содержания восприятия. Через УК эти содержания направляются в МС и ТС. УК обладает следующим свойством: его функционирование можету правляться из МС;
механизм сознания (МС) – функциональные устройства, в которые поступают содержания УК и которые канал С5 передает в ТС. Этот механизм наделен также функциями памяти, возможностью преобразовывать содержания, полученные из УК;
табло-смеситель (ТС) – объект, на который «высвечиваются» содержания сознания данного организма. Они поступают сюда посредством связей C1 и С5.
Основное свойство табло-смесителя – неразличимость на нем того, что поступило из УК и МС.

[[Это как раз то, что ОГ в прошлом куске говорил про неразличимость И и Е в объекте: сам он таким стал или сделан]].

Самым важным здесь, с точки зрения понимания работы модели, является табло-смеситель. Его свойства можно представить себе на следующей иллюстрации. Представьте себе окно, выходящее на улицу, которое со стороны комнаты покрыто серебряным покрытием так, что это стекло одновременно выполняет функции зеркала. Представьте также, что на это стекло проецируется какое-то киноизображение. Тогда, при определенных условиях, мы будем видеть на стекле два совмещенных и неразличимых изображения: того, что есть на улице, и того, что проецируется из комнаты.
Это, конечно, иллюстрация. Но она задает интенцию, может быть, на самое важное свойство сознания: на табло в каждом данном акте созерцания неразличимо то, что поступает извне, и та форма, которая задается механизмом сознания.
Путь, который образуют на модели связь Ф1, управляемый канал и связь С1 1 – УК – C1), называется естественной компонентой сознания, он и обеспечивает получение извне некоторых содержаний. Другой путь – Ф1 – С3 – МС – С5 – называется искусственной компонентой сознания, ибо он высвечивает за табло особым образом преобразованные в МС содержания. Правда, естественный канал (путь) является естественным только тогда, когда отключена связь С2, моделирующая эффект установки или селективности восприятия. В принципе, естественный канал также является управляемым с помощью МС, но в одном или нескольких актах сознания установка может быть зафиксирована, и тогда Ф1 – УК – C1 можно рассматривать как естественный канал.
Содержания, высвечиваемые на табло, непосредственно даны лишь самому организму и не могут быть наблюдаемы со стороны. Да и для самого организма они непосредственны только в каждом данном акте сознания. А между различными актами может существовать отношение детерминации – когда содержание одного акта определяют содержание другого. Функционально это опосредование состоит в том, что в механизме сознания нужно будет выделить особый блок – «датчик задач», – который и будет обеспечивать то или иное непосредственное видение в каждом акте.
В принципе, содержанием сознания могут быть все известные в настоящее время человечеству типы объектов. В том числе на табло могут высвечиваться «задача», «средства» и т.д. Так можно рассматривать отношение между задачей и средствами, сознательно выбирать те или иные средства или сознательно строить способ их употребления. Сам признак «сознательность» на этой модели синонимичен «быть высвеченным на табло». Решение задачи может происходить и так, что ни «задача», ни «средства» не высвечены на табло, а находятся в механизме сознания. Тогда решение задачи выступает для решающего как естественное движение по каким-то объектам. Иначе говоря, все процессы мыслительной деятельности на этой модели существуют как в формах естественного, так и в формах искусственного – в зависимости от того, протекают ли они на табло или в механизме сознания.

[[ОГ, таким образом, вводит в схему бессознательное]].

Особенность процессов на табло
состоит в том, что они являются контролируемыми.
То же самое различение может быть проведено с использованием традиционных понятий формы знания и содержания знания. В каждом отдельном акте знания его форма и содержание не могут мыслиться отдельно, однако, при специальной задаче в следующих [[рефлексивных]] актах мы можем выделить в знаниях предыдущего акта его форму и содержание. При этом формой на табло оказывается то, что в акте непосредственного знания находилось в механизме сознания и при особой задаче извлечено оттуда. Точно так же можно проинтерпретировать такое свойство знания, как категориальность. Категория, являющаяся одновременно формой конкретного знания и его абстрактного содержания, будет не чем иным, как особым режимом работы механизма сознания: этот режим задает специфику восприятия (управления каналом УК), а также высвечивает специфическое образование на табло.
В дальнейшем работа по усложнению предложенной модели должна идти прежде всего по линии расчленения блока «механизм сознания». Для того чтобы это расчленение осуществлять, нужно использовать формальные приемы структурного анализа, а также все те способы исследования деятельности, которые известны в настоящее время. Сегодня я хотел лишь задать путем схематизации смысла предыдущих рассуждений основу для подобного разворачивания, которое нужно осуществлять в новом рассуждении и новом предмете.

[[Очень все красиво и наглядно. Но на схеме отсутствует позиция самого схематизатора. И Олегу на это укажут]].

Швырев. Чем является пунктирный прямоугольник?
Генисаретский. Рефлексивным организмом; в частном случае – человеком.
Щедровицкий. Только в том случае, если мы человека будем рассматривать не как действующее существо, а как созерцающее. [[!!]].
Генисаретский. И как действующее, и как созерцающее.
Щедровицкий. Если и как действующее, то нужно вводить понятие деятельности, ее объекта и т.д.
Генисаретский. Все это очень просто сделать, если организм, обозначенный пунктиром, помещать в различные внешние ситуации деятельности. Ведь пока я рассматривал лишь внутреннее строение сознания. Можно также назвать этот организм индивидуумом.
Щедровицкий. А как все это относится к творческой деятельности?
Генисаретский. Мы оставили творческую деятельность в связи с тем, что нужно было учесть функционирование сознания одновременно в двух группах свойств: как естественное и как искусственное. Для этого я ввел представление о К-системах и должен был, прежде чем перейти к анализу творческой деятельности, дать хотя бы простейшую модель сознания как К-систему. Этому был посвящен п.4. В дальнейшем нужно будет вернуться к исходным отрицательным определениям творческой деятельности в связи с заданной моделью. Однако, прежде чем это можно будет сделать, необходимо развернуть саму модель, что, в свою очередь, предполагает построениес пециального эмпирического материала, которым я сейчас не располагаю.
Щедровицкий. Фактически, ты задал модель системы отражения – как если бы она была К-системой.
Генисаретский. Скорее, это не отражение, а конструирование.

[[С этим на
до разбираться. Кажется (встречал в других текстах ОГ) у него свое понятие "конструирования", не такое, какое утвердилось в ММК]].

Tags: Генисаретский, Щедровицкий, деятельность, сознание
Subscribe

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечная память погибшим, чтобы она состоялась.

  • (no subject)

    Правда, хорошая статья о том, "за что воевали". Про смысл победы и про то, почему ее стоит праздновать, несмотря на все, что этот праздник…

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечным.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечная память погибшим, чтобы она состоялась.

  • (no subject)

    Правда, хорошая статья о том, "за что воевали". Про смысл победы и про то, почему ее стоит праздновать, несмотря на все, что этот праздник…

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечным.