gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Об избегании Сциллы и Харибды в философии

Мы выяснили, что Dasein, встречаясь с сущим, вступая с ним в какие-то отношения и как-то с ним обходясь, при этом с необходимостью понимает бытие этого сущего - без отчетливых о нем понятий, допонятийно. Сейчас, в конце своей книги Хайдеггер подошел к вопросу о предметном, понятийном мышлении о сущем и бытии. Опредмечиванием сущего и образованием о нем понятий занимаются позитивные науки. Познавать же и мыслить в понятиях бытие, априорное по отношению к сущему, есть дело философии. Предыдущий кусочек был посвящен уяснению того, что такое a priori, его связи с темпоральностью. Из выясненного следует, заключает Х., что "всякое априорное темпоральное - т.е. всякое философское - образование понятий полностью противоположно образованию понятий в позитивных науках". Философия как онтология базируется на "особом выделении временности  Dasein" - как темпоральности, т.е. временности как условия понимания бытия.

Предупреждая соблазн, Х. оговаривает, "время не есть нечто такое, что созерцается в экзальтированной, преисполненной тайны интуиции; время размыкается только в определенным образом внутренне устроенной понятийной работе". Эта работа состоит в отслеживании временности, выявлении "возможностей ее вызревания (Zeitigung, букв. временения) и видоизменения, но только восходя к ней от фактично конкретной сущности экзистенции Dasein, а это значит - исходя из ориентации на то сущее, которое выявляется наряду с самим Dasein и ему встречается".
Суть сказанного - в утверждении взаимопринадлежности и взаимозависимости понимания бытия и отношения к сущему. Не существует такого отношения к сущему, в котором бы не было понято бытие, и невозможно понимание бытия, не укорененное в отношении к сущему.
Понимание бытия и отношение к сущему сходятся в одном месте не случайно. "Они разворачиваются как уже лежащие латентно в экзистенции Dasein - как то, чего требует горизонтально-экстатическое устроение временности и что временность делает возможным в особой внутренней взаимопринадлежности".
((Вот эти "требует" и "делает возможным", т.е. необходимое и достаточное условие того, в основании чего лежит временность, суть составляющие онтологической оптики Х., то, что подлежит высматриванию с ее помощью. Об этом я попробую сказать в итоговом посте про методологию Х.)).

Бросая взгляд на предшествующий путь философии, Х. утверждает, что "покуда эта взаимопринадлежность отношения к сущему и понимания бытия не постигнута из временности, философская постановка вопроса остается отданной на произвол двойной опасности". Либо онтическое растворяется в онтологическом (Гегель), либо вообще не усматривают онтологическое, удовлетворяясь онтическим объяснением без понимания скрытых в нем онтологических предпосылок.

Адекватным методом онтологии является феноменологический метод, который, по Х., есть "не что иное, как последовательность шагов в подходе к бытию как таковому и разработка его структур".
Было бы важно, говорит Х., еще раз пройти по пройденному пути, "явно осмыслив, как мы по нему шли" (( = отрефлектировав его)). Но для начала важно было пройти по нему хотя бы раз, чтобы 1) "научиться удивляться загадкам вещей" и 2) "распрощаться с иллюзиями, которые особенно упрямо вьют гнезда в философии",

И последнее, что счел Х. нужным сказать о своем методе, это то, что не существует какой-то одной определенной феноменологии, поскольку "в самом существе подлинного метода как пути к размыканию предмета заключена необходимость всегда сообразоваться с тем самым, что, благодаря самому методу, размыкается". Соответственно, размыкая предмет, продвигаясь к истоку, метод получает возможность устареть и обновиться.
И философия, и наука - это "подлинное вопрошание и находящаяся у него на службе борьба с вещами". ((Я так понимаю: с их вещностью в смысле замкнутости для познания)).
В этой борьбе осуществляется столкновение с тем, что, по Х., "угрожает философии изнутри всех сфер духовной жизни - навязыванием мировоззрения, магией и позабывшей свои границы позитивной наукой".

Последние две страницы книги Х. отдал большой цитате из Канта - в защиту Платона-философа против Платона-идеолога. Приведу в отдельном посте.
Tags: Хайдеггер, бытие, время, метод, понимание, сущее, феноменология
Subscribe

  • А я шагаю по Москве...

    Проект "Курьерство" удался! Второй раз я уже не нервничал, разве что сохранял сосредоточенность. Читать и слушать пока что не случилось,…

  • Придумал. И осуществил

    У меня нет потребности гулять. На даче еще куда ни шло, да и Таня утягивает на прогулку. Грибы опять же. А в Москве неохота. Но движенье и т.д. И я…

  • где мои 12 лет?

    Попал под грандиозный ливень, промок до последней нитки, местами шел по щиколотку в воде, два раза был обливаем машинами... И чувствовал себя…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments