gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Анамнесис, припоминание о бытии - встреча Хайдеггера с Платоном

"Во всяком отношении к сущему уже понято бытие" - эту формулу Хайдеггер повтторяет многократно. Значит, нужно считать, что в ней все важно.
Что есть сущее и бытие и что это разное - онтологическая дифференция.
Что у сущему мы относимся, а бытие понимаем. Правда, и про сущее говорилось, что мы его понимаем, но мы с ним много еще как обходимся. Обиход, обхождение с сущим - с самими собой, с другими людьми и с вещами - это все содержание нашей жизни. А понимание бытия, настаивает Х., условие возможности всего этого.
Понимание бытия, далее, как мы выяснили, требует "предварительного наброска в направлении времени". ((Бытие, так я это понимаю, мы понимаем из осознания становления, реализации возможности, которая немыслима вне времени)).
Докапываясь до "той инстанции, от которой исходит требование все более исходных условий", Х. приводит нас к "временности как фундаментальному устроению Dasein".
Возможность ("делающее возможным" и "делание возможным") в сути своей временна. "Время временит само себя", поскольку оно раньше всякого возможного "раньше", поскольку оно есть фундаментальное условие всякого "раньше.

Но! Еще и еще раз: речь не временном порядке в обыденном, онтическом смысле. Время - не первое сущее и не вечное, всегда сущее. Время вообще нельзя назвать сущим.

Постоянно пребывая при сущем, "расходуя", "теряя" себя в сущем (как в самом себе, так и в том сущем, которое не есть Dasein), Dasein априорно понимает бытие, но не знает, забывает об этом.
Но это значит, что онтологическое познание этого всегда уже прежде понятого бытия, превращение его в предмет, опредмечивание должно иметь характер возвращения к этому прежде, заранее понятому.

Философское "сретение"! Это видел уже Платон, "первооткрыватель a priori", он говорил об этом как об анамнесисе.
Х. приводит в подтверждение отрывок из "Федра", где речь идет о душах, которые после тысячелетнего посмнертного заключения выбирают себе вторую жизнь и о возможностях выбора, - в оригинале (Федр 249 b5 - c6) и в своем толкующем переложении:
"Ведь душа, которая не видела истины, т.е. вообще не понимает истину как истину, никогда не сможет принять облик человека, ибо человек должен, откликаясь на свойственный ему способ-быть, понимать так, что он окликает сущее, имея в виду его сущность, т.е. окликает его бытие и при этом таким образом, что он, исходя из многообразия воспринятого (сущего) возвращает его к понятию. Это понятийное познавание сущего в его бытии есть воспоминание о том, что видела наша душа прежде (т.е. в том, что предшествовало), о том, что она видела, странствуя вместе с богом, глядя (с пренебрежением) поверх того, что мы сейчас, а именно в повседневной экзистенции, называем сущим, видела, когда в этом пренебрежении сущим вырывалась вверх к подлинно сущему, т.е. - к самому бытию. Поэтому по праву только мышление философа обретает крылья, ибо это мышление в меру возможности всегда пребывает рядом с тем, с че пребывает и бог, именно так становясь божественным".

"Обучение есть не что иное, как припоминание (anamnesis)", - говорит Сократ в "Федоне". Благодаря понятийному мышлению сущности душа прорывается к бытию, к более "раннему", априорному, что человек, имеющий дело с сущим, позабыл. Тот же смысл имеет и поворот к свету обитателя платоновской пещеры.
Tags: Платон, Хайдеггер, анамнесис, бытие, время, сущее
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments