gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Разъясняю недопонятое

Это к "сугубо великопостному".
Отклик велик - зацепило. Но понимают (по моей, конечно, вине: задирист и невнятен) во многом неверно. Потому разъясняю. Мне две мысли хотелось высказать.

1. Молитва и ритуал - это, думаю, основа основ. Притом это, в сущности, одно и то же - так я вижу. Можно посмотреть, как я в предыдущем посте написал, и на все ритуалы, и на все священные предметы как на особую форму молитвенного обращения к Богу (в ответах на комменты много иллюстраций тому привожу). А можно и на саму молитву посмотреть как на ритуал. И не только потому, что она сопровождается жестами, даже и безмолвная молитва при полной бездвижнолсти молящегося - действие, этим все сказано.
Важно, что то и другое, все это, единое, обращено к Богу, есть форма богообщения.
Но, раздвигая рамки еще шире, чтобы ничего из сутевого не упустить, я скажу, что к молитве-ритуалу относится всё, что не делается с опорой на свои силы и силы других людей. Тут, впрочем, еще более тонкое придется деление провести - с выделением того аспекта, той составляющей всякого действия, которая такова, не "своесильная".
Второе измерение молитвы-ритуала - это не прагматизм. Как же, а молитвы о даровании хлеба, здоровья и прочих благ? Это тот аспект темы, на который уважаемый osyotr всё напирал: св. отцы, мол, осуждают корыстную молитву, требуют только духовной - об избавлении от греха. Мне кажется, он не прав, уплощает вопрос. Молитва осмысленна, только если она о том, что молящийся видит и переживает как нужное, необходимое. А одухотворение молитвы, к которому отцы призывают "продвинутых" молитвенников, состоит, думаю, во все большем уяснении подлинно ценного. Хлеб и здоровье, чтобы Божье "задание" (в меру осознаности) исполнять - это уже шаг на пути одухотворения корыстной молитвы.
На всё искусство можно без насилия посмотреть как на молитву (поэзия) и ритуал (танец), каковыми они и были в истоке. Но тоже в приципе можно сказать и о науке, и о технике. Точнее, о непрагматичных составляющих этих деятельностей.

2. Мысль моя была вовсе не в том, что нужно непременно верить в "песочек", и не в том даже, что, как сформулировал mikhail_bar, либо "песочек", либо атеизм. Я всецело за то, чтобы не отключать от решения свой ум или чем там еще мы располагаем. Но вот есть реальная проблема: где провести границу. Самому решать во всяком случае неизбежно, даже уважаемый  kiprian_sh, сам решает, что слушать надо св. отцов, а свояченница моя, едва ли сведующая в патристике, сама решает, что слушать надо батюшку. Вопрос-то, простите за выражение, методологический: каковы критерии? Упомянутый уже  mikhail_bar напомнил мне, что это часть вопроса о том, как примирить традиционную веру, выраженную в понятиях давно ушедших эпох, с современным сознанием, и что над ним бились философы и богословы со времен Канта. Да и сам mikhail_bar написал уже дюжину статей на эту тему и за свою жизнь, как он сам признается, несколько раз сменил позицию. Но, как я понял, ответа, могущего рассчитывать на общеубедительность так и не не нашел.

А решать-то каждому, что делать и как молиться, надо сейчас. Каждый и решает по уму и по совести (интуиции). С расчетом на милосердие Божие в случае ошибки.
Господи, прости и помилуй!
Tags: вера, молитва, ритуал
Subscribe

  • Эк поперло всё!

  • Прогулялись

    В Успенском. Церковь: А это вид от церкви:

  • Распутин

    Еще раз привлекаю внимание к замечательным очеркам С.Фомина о Первой мировой и предпосылках Революции. В них много и о Распутине важного,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments