gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Хайдеггер: теперь о философии

Значит, нам заранее дано и сущее, и бытие. Сущим занимаются науки, бытие - забота философии.Оно, бытие, хоть уже и выявлено в понимании бытия, но Dasein непосредственно с ним не соотносится, только через сущее - даже свою собственную способность быть Dasein понимает не онтологически, а как способность быть таким-то сущим, каковое есть я сам. "Бытие тоже ведомо и потому некоторым образом дано наперед, но оно не обнаруживается в том направлении, куда метит фактичная повседневная экзистенция как отношение к сущему".

Да, позитивные науки опредмечивают сущее соответственно способу бытия соответствующих областей бытия, при этом набрасывается бытийное устроение того сущего, которое должно стать предметом. ((Т.е. различие в способах бытия, скажем, природных вещей или математических объектов, их разное бытийное устроение, сказывается на устроении предмета соответствующих наук)). Но - этот набросок бытийного устроения не является исследованием бытия. "Он имеет характер до-онтологического мышления, в состав которого, впрочем, может входить и фактически всегда уже входит приобретенное знание об онтологических определениях соответствующего сущего".
И дальше Х. ссылается на становление наук Нового времени, которые "строили себя в опредмечивании природы на пути некоторого ее математического наброска, в котором были установлены основные определения, относящиеся к природе вообще, но эти основные определения осознавались как онтологические". Галилей, герой этой истории, исходил из знания об основных онтологических понятиях, таких как движение, пространство, время, материя, перенятые им у античной философии и схоластики (не просто перенятые, оговаривает Х., но подробнее пояснять не считает здесь уместным).
((Интересно было бы сравнить с подробным разбором работы Галилея, который проделал Г.П.Щедровицкий)).

Задача философии как науки, по Х., опредмечивание бытия.
((Я ошибся отвечая trita, сказав, что к бытию, к своей онтологии бытия Х. выходит посредством распредмечивания. Увлекся соблазном увидеть сходство между бытием Х. и деятельность у ГП)).
Трудность, однако, в том, что, хотя опредмечивание бытия всегда возможно (поскольку бытие как-то выявлено), но "направление возможного наброскам бытия как таково... слишком неопределенно и ненадежно, чтобы из этого наброска можно было бы заполучить бытие собственно как предмет".
Дело в том, что, как выяснено на предыдущих страницах, исходная временность и темпоральность, равно как и трансценденция долгое время оставались потаенными, скрытыми от Dasein.

А дальше идет кусок, очень важный для понимания Х. как методолога:
Это было "не тотальное незнание, а, что куда более судьбоносно, - заблуждение, ложная интерпретация. Ложные интерпретации и заблуждения преграждают путь к познанию куда упрямее, чем тотальное незнание. Однако ложные интерпретации трансценденции, фундаментальных отношений Dasein к сущему и к себе самому - не просто ошибки мысли и нехватка проницательности. Они имеют свое основание и свою необходимость в исторической экзистенции самого Dasein. В конечном итоге, эти ложные интерпретации необходимо было проделать, чтобы Dasein посредством их исправления проложило путь к подлинному феномену. Мы можем быть вполне уверены, что и в темпоральной интерпретации бытия как такового затаилось ложное толкование, и опять же - совсем не случайное, хоть мы и не знаем, где лежит ошибка интерпретации. Нежелание понимать, что рядом с увиденным действительно и истолкованным подлинно всегда соседствует глубинная не-истина, было бы противно смыслу философствования и всякой науки".

И сам проект онтологии как научной философии, проект опредмечивания бытия, набросок бытия в направлении некоторого горизонта понятности, "отдан на произвол сомнительного и ненадежного и постоянно находится под угрозой искажения, поскольку опредмечивание бытия необходимо должно продвигаться в направлении наброска, который бросает против течения повседневных дел вот-бытия". ((Философия - противоестественное занятие и ей предопределено быть предметом насмешек и анекдотов со стороны практического - естественного - человека)).

Заканчивает этот подпараграф Х. тем, что дает два определения проектируемой онтологии.
Это - темпоральная наука, поскольку условием опредмечивания бытия является его набрасывание на презентацию, т.е. темпоральность.
Это - трансцендентальная наука, поскольку она ставит вопросы и предлагает истолкования "в свете правильно понятой трансценденции". Оговорка о правильном понимании нужна, чтобы отметить, что его понятие трансцендентальной науки "не совпадает безоговорочно с тем, что было у Канта".

Tags: Хайдеггер, бытие, время, дазайн, онтология, опредмечивание, сущее, трансцендентальное, философия, философствование
Subscribe

  • (no subject)

    Как я уже писал, мы подаем заявку на президентский грант - чтобы учить учить музыке. Шансы я лично оцениваю скептически. Несмотря на то, что я весьма…

  • Считаю Россию

    И вот чем я занимаюсь, обессиленный жарой: изучаю поступление заявок на участие в том проекте, который. Считаю, сколько откуда - по областям и…

  • обучаем учить детей музыке

    У нас такие дела. Идет регистрация на объявленный онлайн-курс подготовки к работе по программе музыкального воспитания "Каждый ребенок -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments