gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Потоптались на месте и - рывок

Кажется, уже ясно, что словами "набрасывание", "экстазис", "интенциональность", "трансценденция" Хайдеггер обозначает одно и то же - выхождение Dasein из себя вовне, в мир, - но увиденное с разных сторон. Трансценденция - это общая характеристика, специфичная для способа бытия Dasein (экзистирования). Экстазис - то же, но как конкретное действие Dasein, дифференцированное в зависимости от направленности - в прошлое, настоящее и будущее; экстазисам соответствуют структурно их определяющие горизонт(аль)ные схемы и горизонты. Интенция - это направленность на определенное сущее, а интенциональность - свойство быть так направленным. Наконец, набрасывание, набросок несет в себе смысл проектной определенности того сущего, к которому интендирует Dasein.
Всё это про Dasein, но и про время - притом, что мне пока не вполне ясно соотношение их онтологического статуса (это тот самый вопрос, который на каком-то этапе ставил ув. Костя Марк: время - сущее или нет?).

И вот это деятельное, экстатически, или интенционально, структурированное отношение к чему-то есть всякий раз понимание этого что-то как сущего, т.е. в его бытии.
((Это вполне понятно: выходя из себя - а мы иначе не можем, это способ нашего бытия - мы наталкиваемся на сущее. Это имела в виду покойная Т., когда как-то сказала, что реальность это то, на что ты, разбежавшись, наталкиваешься головой)).

Но! Это "деятельное отношение к сущему, хотя в нем понято бытие сущего, не обязательно явно отличает это уже понятое бытие от того сущего, с которым отношение соотносится". Тем более, нет необходимости, чтобы отличие бытия от сущего было постиг
((Так, конечно же, и есть: мы и до Хайдеггера понимали сущее, с которым сталкиваемся как сущее, но никому и в голову не приходило задумываться о том, что сущее и бытие - это разное)).
И греки, когда ставили вопрос о первоначале и отвечали на него (Фалес: вода!), то полагали, что изъясняют сущее, исходя из сущего же, хотя по сути пытались изъяснить, что есть сущее как сущее. Имели в виду бытие, а интерпретировали его как сущее.

Да и в постановке вопроса, что есть сущее как сущее, бытие все же берется как сущее, хотя уже и проблематизируется.

Дальше цитирую:
"Dasein понимает, коль скоро оно экзистирует, бытие и соотносится с сущим. Различие бытия и сущего,хоть и не сознаваемое явно, латентно есть вот-здесь (ist da) в Dasein и его экзистенции. Различие есть вот, т.е. оно имеет тот же способ быть, что и Dasein, это различие принадлежит экзистенции. Экзистенция как бы означает "быть в исполнении этого различия"".
Иными словами, Х. утверждает, что в силу особого способа быть, присущего Dasein, для него есть различие между бытием и сущим. Не иначе, как это надо понимать так, что оно ему как-то понятно и значимо.
Ну и логичное следствие:
"Только такая душа, которая может провести это различие, пригодна для того, чтобы перерасти душу животного и стать душой человека".

Так. А время? "Различие бытия и сущего временится во временении временности (die Unterschied von Sein und Seiendem ist in der Zeitigung der Zeitlichkeit gezeitigt".
Ну что? Эта типично хайдеггеровская навороченная фраза имеет, как я понимаю, простой смысл: за счет того, что Dasein (человек в отличие не только от вещи, но от животного) в самом способе своего человеческого существования интимно связан с временем, за счет этого он ему и открыто различие бытия и сущего. Он в состоянии предугадывать становление, превращение возможного в существующее, чего-то в сущее, обретение им бытия. Как-то, надо полагать, это связано со свободой и сознанием, в том числе сознанием своей смертности, расставания с временем.

Но то, что до-онтологично, латентно присутствует в экзистенции Dasein  и в этом качестве допонятийно понятно, может стать и членораздельно понятой дифференцией - онтологической дифференцией. .В этой специфике Dasein, в его деятельном отношении к сущему, конституируется онтология, т.е. утверждает Х., философия как наука.
И далее Х. обещает показать, что "философия как наука не есть случайный каприз Dasein, но что свободная возможночсть философствовать, т.е. экзистентная необходимость философии, имеет свое основание в сущности Dasein".
Tags: Хайдеггер, бытие, время, дазайн, онтология, сущее
Subscribe

  • Was ist Philosophieren?

    Что нам следует делать? Кто мы есть? Почему мы должны быть? Что есть сущее? Почему свершается бытие? Из этих вопросов снизу вверх в их единстве…

  • Диалог языка с языком

    В чем основная трудность перевода поэтической речи — и речи таких философов, как Хайдеггер? Нужно услышать и передать на своем языке не только…

  • Хайдеггер о своем не-христианстве

    Я не христианин, причем только потому, что не могу им быть. Я не могу им быть, потому что, выражаясь христианским языком, не имею благодати. У меня…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments