gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Третий и четвертый шаги на финишной прямой: от временности к пониманию бытия

3. "Она [временность] придает образу действий (Verhalten) Dasein характер отношения к сущему (Verhalten zu Seienden, букв. поведения по отношению к сущему), будь то к себе самому, к другим, подручному или наличному".
Т.е. именно в силу экстатического характера временности монада-Dasein не замкнута в себе самой, так чтобы иметь дело только с собой и миром как своим порождением, а открыта, существует как таковая уже снаружи, вне себя.

4. "Временность, в силу принадлежащего ее экстатическому единству единства горизонтальных схем, делает возможным понимание бытия, так что только в свете этого понимания бытия Dasein способно вступать в отношения с собой, с другими как сущими и с наличным как сущим".
Итак, искомое понимание бытия возможно в силу временности как важнейшей, конституирующей характеристики бытийного устроения Dasein. Здесь я бы акцентировал то, как понимает Хайдеггер понимание - в своей изначальной сути понимание - не ментальный, не гносеологический феномен; это Verhalten, образ действий, обхождение с миром, вещами, собой, другими, со всяким понимаемым сущим. Это - допонятийное понимание, и только на его основе возможно понимание понятийное и построение онтологии.

((Отчетливо перекликается с "мышлением руками", которое, с точки зрения марксизма и Г.П.Щедровицкого, предшествует мышлению и служит ему истоком)).
Tags: Хайдеггер, бытие, время, дазайн, мышление, понимание, труд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments