gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Подходим к финишу. Первый шаг на финишной прямой.

Последний, 22-й, параграф книги назван "Бытие и сущее. Онтологическая дифференция". Различение бытия и сущего, онтики и онтологии, и есть то, что связывается в первую с именем Хайдеггера в истории философии. О чем же было всё предыдущее? О том, как понять бытие - в отличие от привычно понятного сущего. Кажущегося понятным, поскольку, по Хайдеггеру, нет оснований считать понятным сущее, не понимая того, что есть сущее как сущее, т.е. не понимая  бытие. А бытие, как выяснил Х. на протяжении лекций-книги, понять можно только из временности.
Потому первый кусок параграфа назван "Временность, темпоральность и онтологическая дифференция". Нужно связать концы с концами.

Небольшой самоотчет. Подойдя почти что к концу, я не могу сказать себе, что держу в сознании всю конструкцию как ясную и отчетливую для меня во всех своих частях и связях между ними. Что-то успело подзабыться, сохранилось лишь в качестве словесной мантры с выветрившимся смыслом...
Спасибо автору, он не скупится на повторы, прорисовку путей движения своей мысли. Это он сделал и в начале этого куска.
Чтобы избежать самого ненавистного - лжепонимания, заговаривания себе зубов, первые семь предложений, в которых Х. восстанавливает свой путь до этой точки, разберу пофразно.

1. "Временность как экстатически горизонтальное единство временения есть условие возможности трансценденции и тем самым условие возможности фундированной в трансценденции темпоральности".

Отлистываем назад. Откуда взялась "временность" в отличие от просто "времени". Речь, конечно, не о временности в смысле ограниченного времени существования, преходящести - хотя в какой-то мере и о том. Временность появилась в связи с поставленной целью: "пробиться сквозь расхожее понимание времени к той временности, в которой коренится бытийное устроение Dasein и которой принадлежит расхожее понятие времени". Т.е. это тот светоносный пласт, до которого нужно было добуриться, чтобы высвободить свет, в котором прояснится бытие вообще и бытийное устроение Dasein, т.е. нас самих - куда же помимо нас, в этом смысле, конечно же, правы те, кто указывают на антропоцентризм Хайдеггера: понять-то кто должен, как не Dasein?

То, что структурно временность есть"экстатически горизонтальное единство временения", Х. долго и тщательно выяснял через пристальное всматривание в топы расхожего понимания времени - "теперь", "прежде" и "потом". Напомню (себе), что речь шла о трех экстазисах (= выходах из себя): удержании бывшего, настоянии на текущем и ожидании будущего. "Горизонтальное" (надо бы, думаю, "горизонтное") не в смысле оппозиции к вертикали, а в смысле горизонта как того, к чему направлен экстазис. Отглагольное "временение" передает процессуальность и динамизм тому, что понимается. Здесь к месту примечание переводчика к фразе die Zeitlichkeit zeitigt sich, "временность временит себя": "Многозначность глагола zeitigen порождает, как это часто происходит у Хайдеггера в ключевых местах текста, полифоничность, полисемантичность этой формулы. ... Временность временит себя, себя откладывая, отстраняя - (отсюда экстазис),здесь она вызревает и выявляется как время. ...".

"Временность... есть условие возможности трансценденции". Dasein существует (экзистирует) как бытие-в-мире, что предполагает выход-вовне, преступание границы (трансцеденцию) как определение бытийного устройства Dasein. Но за счет чего? За счет того, что оно, Dasein, участвует во временении, в кстазисах временности, за счет деятельности удержания, настояния и ожидания. Темпоральность, таким образом, фундирует (служит основанием) того, как существует Dasein.
Да, но у Х. иначе: темпоральность фундирована в трансценденции. Так как же? Что чем обусловлено? Dasein временем или время Dasein'ом?
Вопрос этот, как говорится подвесим.



Tags: Хайдеггер, бытие, время, дазайн, понимание, трансцендентность
Subscribe

  • Гуляем, но и работаем

    Съездили сегодня в Петрово-Дальнее, погуляли по парку пансионата. Под катом несколько фотографий реки - там Истра впадает в Москва-реку - ну и моих…

  • Ну вот, свершилось

    Прыгнули вчера с Аришкой с парашютом. Дело было так. Мне захотелось повторить опыт 2008-го (или 2009-го, не помню уже) года. Сказал внучке, она:…

  • Жизнь как чудо

    Это - плагиат. Так мой любимый фильм Кустурицы называется. Но к жизни нашей вполне применимо. Нас трое - Таня, Аришка и я. День у нас строится так.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments