gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Только всматриваясь в устройство Dasein можно понять, что творит время

Мы закончили на том, что для того, чтобы видеть привычно незаметные вещи бесстрастно, в их таковости, обиход должен быть ненарушенным. Но нам, как взыскующим понимания, нужно увидеть эту ненарушенность в отношении к нарушению обихода, причем, как говорит Хайдеггер, по отношению "к такой нарушенности, которая исходит от самого сущего - того сущего, с которым мы имеем дело". ((Т.е. надо понимать: не случайной, а затрагивающей существо дела)).

Обиход, взаимосвязь утвари состоит в том, что всякая вещь "подогнана в себе к самой себе", имеет свое, ей отведенное место. ((На языке методологии речь идет о "месте" (функции) и "наполнении")).
Нарушение обихода - это остановка в каком-то привычном занятии, которому и служит утварь. Причиной такой остановки, если она не случайна и исходит от самого сущего, служит недостача некоторой вещи внутри взаимосвязи утвари (место не наполнено), подручного не оказалось под рукой.

Но как мы знаем о недостаче, как она нам открывается? Способ ее открытия - утрата. ((Читал Х. Пруста?)). Утрата - это не просто отсутствие, не-обнаружение чего-то; это отсутствие потребного в употреблении утвари, того, что мы вовлекаем в настоящее, она связана и с ожиданием и с удержанием.
Поэтому нельзя утверждать, что утрате не соответствует вообще никакой горизонт; ей соответствует некий определенным образом модифицированный горизонт настоящего, презенции. Эту модификацию презенции Х. называет абсенцией (лат. "отсутствие").

В интерпретации утраты как абсенции высвечивается взаимосвязь этой модификации настоящего, настояния с временем. "Не будь осмотрительное позволение-обстоять с самого начала ожиданием, не временИ себя ожидание как экстазис в экстатическом единстве с некоторым настоянием, т.е. не будь в этом экстатическом единстве с самого начала обнажена соответствующая горизонтальная схема, не будь Dasein временным в изначальном смысле времени, оно никогда не смогло бы обнаружить, что чего-то недостает".
Иначе та же обоснованность взаимосвязи вещей временем проявляется в виде возможности удивиться вновь обретенной вещи...
Итожим: абсенциальная модификация презенции как горизонта позволяет подручному "броситься в глаза", явить себя.

Но ведь тогда напрашивается вопрос об онтологическом корне негативности, "нетости" вообще - не заключено ли это Нет в самой темпоральности? Не служит ли именно время условием возможности отрицания? При ближайшем рассмотрении, оказывается, что это так и есть: что сущность "нетости" может быть истолкована из времени - только так можно, например, прояснить модификацию присутствия в отсутствие.

Гегелю, говорит Х., "удается напасть на след фундаментальной истины, когда он говорит: бытие и ничто тождественны, т.е. взаимно принадлежат друг другу". Но, продолжает он, "более радикальный вопрос, конечно, состоит  в том, что делает возможной такую изначальную принадлежность".
Туда, в эту "темную область" Х. вести нас не готов, достаточно, он считает, "понять, каким образом, восходя ки временности как темпоральности, соответственно, к горизонту экстазисов, мы можем внести ясность в интерпретацию бытия, в первую очередь - в интерпретацию определенных способов бытия - подручного и наличного".

ИТОГ, как его формулирует сам Х.
Временность есть экстатически-горизонтальный набросок себя.
На основании этого наброска становится возможной трансценденция Dasein, а в ней укоренено бытийное устроение Dasein - бытие-в-мире, соответственно, - забота, в свою очередь, делающая возможной интенциональность.
Поскольку же экзистенции Dasein принадлежит понимание бытия, постольку истолкование бытийного устроения Dasein в перспективе его временности должно "заложить основу для того, чтобы, исходя из временности, точнее из горизонтальной схемы временности - темпоральности, - прояснить возможность понимания бытия".
С самого начала, напоминает Х., философия была в своей проблематике ориентирована на ум, душу, сознание, самосознание, субъективность (Парменид: одно и то же - мыслить и быть, Гераклит: бытие есть логос). И это не случайно: тяга к "субъекту" коренится в том, что философствующие "всегда каким-то образом понимали, что из должного высвечивания "субъекта" могла и должна была возникнуть почва для рассмотрения любой содержательной философской проблемы. ...
Должное высвечивание Dasein, восходящее к временности, впервые подготавливает почву для осмысленной постановки вопроса о возможном понимании бытия вообще",
Tags: Хайдеггер, время, дазайн, отрицание, утрата
Subscribe

  • Проходим историю философии

    Читаю внучке и Тане еженедельные лекции по истории философии (сам при этом освежая и восполняя свое знание). Первые лекции - по античной и…

  • Про системную сложность

    Очень, по-моему, интересный текст Алексея Кунгурова (и не слишком, против его обыкновения, стёбный):…

  • Гуляем, но и работаем

    Съездили сегодня в Петрово-Дальнее, погуляли по парку пансионата. Под катом несколько фотографий реки - там Истра впадает в Москва-реку - ну и моих…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments