gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Время - Свет

Итак, мы пришли к тому, что условием возможности всякого понимания, которое есть трасценденция, набрасывание, служит временность в своем экстатически-горизонтальном единстве. Временность сама в себе есть "изначальный набросок себя как таковой, так что где бы и как бы ни возникало понимание, ... это понимание возможно лишь в самонабрасывании временности".
Временность делает возможным трансцендирующее (= понимающее) Dasein), поскольку она делает возможны "вот" (da) в его выявленности.
"В каждом фактическом набрасывании наряду с остальным как-то обнажается и время, ... будь то даже в расхожем понимании или недопонимании. ... Как бы временность ни таилась,... как бы мало Dasein знало о ней эксплицитно, как бы далеко она до сих пор ни лежала от всякого тематического постижения, она подспудно управляет Dasein еще элементарнее, чем это делает дневной свет, ведь он - основное условие повседневного осмотрительного видения при помощи глаз, хотя мы и не оглядываемся на это условие в повседневном обиходе".
Экстатическо-горизонтальное единство времени как чистый набросок-себя делает вообще всякое набрасывание в направлении... и вместе с принадлежащим экстазису горизонтом составляет условие возможности всякого вообще "по-направлению-к", "вовне-к".
((Всякой интенциональности, рискну договорить за Хайдеггера)).
Спрашивать дальше нечего.  "Упомянутая выше последовательность как бы накладываемых друг на друга набросков - понимание сущего, понимание бытия, набросок в направлении времени - имеет конец в горизонте экстатического единства времени. ... Но этот конец есть не что иное, как начало и отправная точка для возможности всякого набрасывания".

((Такое впечатление, что главное уже сказано. Х. строит метафизику (онтологию) времени, но не так, как строилась в прошлом метафизика, в прошлом, запрещенном для "научной философии" Кантом - не на Откровении или Аксиомах, а на факте феномена и нужде в его понимании. На этом "горнодобывающем" пути он докапывается до того "света", без которого факт феномена и его понимания не был бы возможен - до временности, до ее темпоральных схем. Всё ведь проще простого: не будь вот этой схемки "шага развития", не лежи она в основе всякой понятности, не высвечивай ее - вместо феноменального мира были бы примордиальная тьма или (для тех, кто прикасался к еврейскому тексту "Книги Бытия") Тоху-Боху)).
Tags: Хайдеггер, бытие, время, метафизика, онтология, тьма
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments