gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

с каких вещей начинать понимать

Итак, принято решение темпоральную интерпретацию бытия (т.е. понимание бытия через время) начинать с подручного, с того, что ближайшим образом налицо. Про время мы уже много чего выяснили, нужно это использовать.

Подручное, утварь в своей взаимосвязи делается нам доступной, "доверительно близкой" в условиях обихода. Ну, например, ремесленного обихода. Хайдеггер приводит пример вещей в сапожной мастерской - любому они видны, но только сапожник видит их первично и подобающим образом. Эта доступность, "специфический навык обхождения", "знание толка" в своей утвари, позволение-обстоять (Bewendenlassen) и есть первичное, допонятийное понимание.  Это - то, что мы долго обсуждали с trita - что это, зачем и т.д.

Подручное не равно наличному. Не все во внутримирно наличном сущем одинаково нам знакомо, многое - не близко.
Но вот что важно: "привативный модус открытости наличного (не-близость) может быть онтологически постигнут только из структуры первичной доверительной близости".

((Ближайший, вполне практический смысл этого: ничто из сущего не может быть понято в своей онтологической основательности человеком, которому ничто не открыто как его подручное, который ни в чем не знает толк.
А более отдаленно и формально это перекликается и с марксовым тезисом о том, что ключом к анатомии обезьяны является анатомия человека и с тезисом Васубандху, что только высшее может понимать низшее, не наоборот. Даже вот это припоминается)).

Как это связано со временем? "Исходная доверительная близость с сущим заключена в подходящем с ним обхождении". В отношении своей временности этот обиход складывается как "некоторое удерживающее и ожидающее вовлечение в настоящее взаимосвязи утвари как таковой".

Нам нужно помнить, что понятое про подручное предстоит как-то использовать для понимания всякого наличного сущего. Как возможен такой переход? Если нечто не находится под рукой, то, говорит Х., это ни в коем случае не означает то же самое, что и "небытие". Немецкий язык подсказывает: названная принадлежность утвари, наверное, куда-то задевалась и не попадается под руку (ab-handen gekommen). Не-находящееся-под-рукой (das Abhandene) - это всего лишь модус подручного (das Zuhandene). Возьмем даже крайний случай: вещь уничтожена, ее больше нет; можно ли эту уничтоженность отождествить с небытием и ничто? Х. здесь останавливается на вопросе ((слишком остро, ведь это и о смерти)) и заканчивает кусочек так: "В любом случае мы видим, что уже при беглом анализе открывается некое многообразие фундированных в себе оттенков бытия - уже в одном только бытии вещи и бытии утвари".

Следующий вопрос: как мы понимаем подручность как таковую из времени?
Tags: Хайдеггер, бытие, вещь, время, дело, понимание
Subscribe

  • (no subject)

    ... остается вопрос: почему именно латинский язык и латинский строй речи казались воплощением строгой логичности? Что эмпирически наталкивало на…

  • Расселл против Фреге

    Прочитал On Denoting Расселла, где он критикует Мейнонга и Фреге. Критика первого, в общем-то, понятна и не очень интересна. А вот критика второго…

  • (no subject)

    Frank Ramsey, переводчик «ЛФТ», назвал On Denoting Расселла «образцом философствования». Она маленькая, прочту, пожалуй.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • (no subject)

    ... остается вопрос: почему именно латинский язык и латинский строй речи казались воплощением строгой логичности? Что эмпирически наталкивало на…

  • Расселл против Фреге

    Прочитал On Denoting Расселла, где он критикует Мейнонга и Фреге. Критика первого, в общем-то, понятна и не очень интересна. А вот критика второго…

  • (no subject)

    Frank Ramsey, переводчик «ЛФТ», назвал On Denoting Расселла «образцом философствования». Она маленькая, прочту, пожалуй.