gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

От взаимосвязи вещей мира в свете обстоятельств дела к исходной временности

Нам требуется прояснить для себя ту понятность бытия, которая всегда заключена в уже очерченном "экзистентном понимании сущего", будь оно собственно-своим или несобственным. Сделать это Хайдеггер намерен всматриваясь в экзистирующее отношение Dasein к близлежащим вещам, которые оно встречает в "повседневном озабоченном обиходе". Почему так? Поскольку все обсуждавшиеся проблемы "онтологически ориентированы на сущее как наличное" и так выбранное направление интерпретации позволит нам лучше эти проблемы понять. Итак, искомое - "условие возможности понимания-бытия, которое понимает сущее как подручное и наличное".

Сущее, с которым мы так или иначе обходимся, выходит нам навстречу как внутримирное сущее. Поскольку же Dasein есть бытие-в-мире, а его основное устроение заключается во временности, то и обхождение в внутримирным сущим основывается в некоторой определенной временности.

Далее: структура бытия-в-мире есть нечто единое и притом - расчлененное. Эту расчлененную целостность и нужно как-то понять из временности. Если вспомнить, что бытие Dasein в мире, при внутримирном сущем, имеет основание трансценденцию, выход Dasein из себя и "по ту сторону себя", мы приходим к вопросу о взаимоотношении понимания бытия, трансцендентности и временности. На этом пути, говорит Х., "мы попробуем предложить некоторую характеристику временности как горизонта понятности бытия, т.е. - определение понятия темпоральности".

Близлежащее сущее, то, до которого нам есть дело, имеет бытийное устроение утвари. подручного сущего. В обратной перспективе это выглядит так, что "Dasein в своем фактичном  бытии-в-мире определенным образом становится пригнанным к этому сущему, так что понимает само это сущее как дело рук своих".
В использовании утвари Dasein есть всегда и бытие с другими (Mitdasein).

Утварь встречается всегда внутри некоторой взаимосвязи. И "этость" утвари, ее индивидуальность первично определяется не тем, что ей случилось оказаться в определенном месте пространства и определенный момент времени, а именно принадлежностью к этой взаимосвязи, Точнее: специфические черты утвари, ее что- и как-бытие, конституируются тем, что можно назвать обстоятельствами дела (Bewandnis), на которые она рассчитана. Утварь всегда есть "для того, чтобы".
Понимание обстоятельств дела нами предшествует использованию утвари, ее "выходу к нам навстречу как то, что она есть в себе".
Мы можем использовать утварь в обиходе, только когда мы заранее уже набрасываем это сущее в направлении обстоятельств дела", в их взаимосвязанности, делая тем самым ее частью этих обстоятельств. Такое набрасывание Х. называет позволением-обстоять (Bewendenlassen). Пользуясь утварью, мы находимся в ожидании свойственного ей "для чего-то". Позволение-обстоять, т.е. понятность обстоятельств дела, делающая возможным использование утвари, есть некоторое удерживающее ожидание, в котором утварь вовлекается в настоящее в качестве чего-то определенного.

Важно, что это ожидание не есть онтическое схватывание, это не созерцание цели и не надежда на успех - обращаясь к позволению-обстоять, мы переходим на уровень онтологического обоснования и понимания. Занятый делом и пользуясь при этом какой-то утварью, я не направлен на эту утварь, не направлен и на саму работу, но "перемещаюсь вдоль связей обстоятельств дела как таковых", в соответствующем "для того, чтобы". "Позволение-обстоять - это тот набросок, который впервые дает Dasein свет, в светлости которого нечто такое как утварь выходит навстречу".

Позволение-обстоять как понимание обстоятельств дела имеет временнОе устройство. Но оно само указывает на некоторую более изначальную временность, исконно временение (Zeitigung). Только ухватив его, мы сможем увидеть, как благодаря временности становится возможным понимание бытия сущего.
Tags: Хайдеггер, бытие, время, понимание, сущее
Subscribe

  • с тем, что дорого, хочется поговорить

    Мы склонны олицетворять то, что мы любим, почитаем, что для нас важно. В сегодняшнем разговоре, где эта тема всплыла, речь шла о Новом Завете, и один…

  • природа и вопрос

    Прогулялись вчера вдоль реки. А что это за цветок?

  • Логико-философский сон

    Во сне, сдавая экзамен по философии и выбрав тему "Лейбниц", доказывал, что прав Кутюра и принципы противоречия и достаточного основания -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments