gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

12 шагов до

Небольшой перерыв, чуть подзабылось, надо восстановить связь.
Что было сказано?

1. Во всяком способе соотноситься с сущим, теоретическом или практическом "заключено" (ему подлежит, его фундирует) понимание бытия. "Только в просвете бытия сущее может встретить нас как сущее", как то, что есть.
2. Но что это значит "понимать бытие" и вообще "понимать"? Нельзя получить понятие понимания, ориентируясь только на определенные виды познающего отношения к сущему, нам нужно исходное понятие понимания - подлежащего всякому отношению к сущему.
3. Исходное понимание есть фундаментальное определение Dasein, его экзистенции: экзистировать значит понимать (в исходном смысле!).
4. Экзистенция означает бытие-в-мире. "Dasein есть своя собственная способность быть".
5. Исходное экзистенциальное понятие понимания: "понимать себя самого в бытии самой собственной способности быть".

Следующим идет пункт, который я считаю ключевым: о проектной сути экзистенциального понимания.
6. Понимание есть набрасывание себя в направлении некоторой непредметизируемой возможности. Это "вглядывание в себя самого", "самопонимание", не не познавание, не получение "некоего ничем не связанного знания о себе". Акт такого понимания - событие, оно потому исторично.

7. Бытие-в-мире - это бытие при вещах мира и со-бытие с другими. Потому в самопонимании Dasein равноисходно понимается мир. Но здесь же и источник несобственного понимания - не из себя, а из вещей и обстоятельств, а также из других.
8. Описанное понимание как набрасывание связано с Dasein, т.е. с сущим, и потому является онтическим. Как связанное с экзистенцией оно получило название экзистентного понимания.
9. Наша цель - докопаться до той понятности бытия, которое заключено в экзистентном понимании, делает его возможным. Но тут мы сталкиваемся с тем, что любая возможность соотнестись с сущим обусловлена выходом последнего нам навстречу в просвете понимания бытия. Но этим предполагается сопряженность понимания с тем, что в общем виде можно назвать "расположением", т.е. с чем-то непредметным, допонятийным, дологическим, таким как настроение, аффект или страсть. Такое понимание бытия мы обозначаем как до-онтологическое.
10. Следующим шагом - напоминаю - было рассмотрение платоновского мифа о пещере - до-онтологическое понимание бытия видится как понимание производимое в свете, источник которого - "по ту сторону бытия".
11. Возвращаемся к временности как определяющей фундаментальное устроение Dasein. Экзистентное понимание понимается из временности как решимость быть, как связывание своего прошлого со своим будущем через удержание их в мгновении ока настоящего, как "воспроизводящее забегание вперед".
12. Мы остановились на том, что по большей части мы проваливаемся в несобственное понимание - забывающее и вовлекающееся в настоящие ожидание. Мгновение ока (кайрос) - это, скорее, редкость.
Tags: Хайдеггер, бытие, время, дазайн, понимание
Subscribe

  • Господи, помилуй

    pavel_g_m все цитирует сочувственно о. Вяч. Рубского, на этот раз об устаревшей идее греха, о ненужности молитв о прощении и о…

  • Два папы

    Продолжая понемногу вычерпывать список рекомендованных мне к просмотру фильмов, посмотрели вчера «Два папы» (от alexandrg). С…

  • (no subject)

    Насъ было четыре сестры, четыре сестры насъ было, всѣ мы четыре любили, но всѣ имѣли разныя «потому что»: одна любила, потому что такъ…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments